Завершились государственные испытания корвета «Гремящий»


«Малые» корабли большого океана: В бой идут одни корветы

Новость о том, что Тихоокеанский флот (ТОФ) получит в ближайшей перспективе шесть новых корветов проектов 20380 и 20385 не может не радовать как минимум по двум причинам. Во-первых, силы флота пополнятся дополнительными боевыми единицами — утверждается, что их оснастят комплексами гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Во-вторых, этот контракт Минобороны заключило с ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ), который в интересах военного ведомства после 1991 года работал не очень-то активно.

Начнём с последнего. АСЗ, известный в прошлом как судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола, расположен в Комсомольске-на-Амуре и является крупным градообразующим судостроительным предприятием. За всю историю своей деятельности завод выпустил 57 боевых надводных кораблей, 57 подводных атомоходов и 41 дизель-электрическую подводную лодку. Самой известной продукцией стал Краснознамённый лидер эсминцев «Баку» (1939 год), который во время Великой Отечественной перегнали Северным морским путём на Северный флот.

Нынешние оснащения АСЗ приспособлены для строительства кораблей спусковой массой до 10 000 тонн, длиной до 150 метров и шириной до 19 метров. То есть построить тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» с его 59 100 тонн водоизмещения и длиной в 306 метров, амурские судостроители не смогут. Не поместятся в доки и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» (на ТОФ это флагман «Варяг»). При этом вполне по силам выпускать на Дальнем Востоке фрегаты (до 5 000 тонн водоизмещения) и эсминцы (до 10 000 тонн).

На Амурском судостроительном заводе не по своей воле «ограничили» тонажность изготовляемой продукции — ВМФ России большие корабли сейчас не заказывает. Из «крупняков» для ТОФ сейчас строятся 3 фрегата дальней морской и океанской зоны проекта 22 350 типа «Адмирал Горшков» (водоизмещение 5 400 тонн). Их производство отдано «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. АСЗ сейчас строит малые ракетные корабли (МРК) проекта 22 800 «Каракурт», являющиеся носителями крылатых ракет «Калибр». Это корветы «Удомля», «Ржев», «Уссурийск» и «Павловск» водоизмещением 870 тонн — полностью всю серию планируют сдать к 2026 году. А также корветы проектов 20380 и 20385, контракт на строительство которых сейчас подписан с Минобороны — сроки сдачи 2024−2028 гг.

Постройка этих проектов для АСЗ не является новым делом. В 2017 году был передан ВМФ России корвет «Совершенный», в 2021 «Громкий», завершает государственные испытания «Алдар Цыденжапов», в 2021 году должен вступить в строй корвет «Резкий». А вот два корвета проекта 20380/20385 для Тихоокеанского флота «Гремящий» (готов к передаче) и «Проворный» (готовится к швартовым испытаниям, ожидается во Владивостоке в 2021 году) являются продукцией «Северной верфи». Надо полагать, что контракт на дополнительные 6 корветов для ТОФ означает, что АСЗ сможет увеличить производственные мощности, что обеспечит это предприятие работой на годы вперед. Вероятно, что последуют и заказы на более крупные корабли.

Технические параметры корвета «Гремящий»

Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина корпуса составляет 104 метра;
  • Ширина – 13 метров;
  • Водоизмещение 2 200 тонн;
  • Корабль может перемещаться на расстояние до 5 600 км. При этом максимальная скорость составляет 27 узлов;
  • Полная автономность корабля может достигать 15 суток;
  • Экипаж корабля — 99 человек.

Вооружение корвета состоит из следующих комплексов:

  • Ракетный комплекс «Калибр-НК», который способен эффективно поражать как надводные, так и наземные цели на расстоянии до 2 000 км. Благодаря крылатым ракетам, размещённым на борту крейсера, он способен выступать в качестве ударного корабля;
  • Усовершенствованный ЗРК «Редут»;
  • 100-мм артиллерийская установка А-190-01;
  • Два зенитных пулемёта АК-630-М;
  • Усовершенствованное противолодочное вооружение «Пакет».

Кроме того, к вооружению корвета «Гремящий» можно причислить и вертолёт КА-27, имеющий на борту бомбовое и торпедное вооружение. Экипаж корабля будет иметь на вооружении ПЗРК «Игла».

Особенности конструкции

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

Корпус и надстройка

Зависимость максимальной скорости от волнения моря для корветов проектов 20380 и 20386
Корпус корабля — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла.

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»).

В кормовой части корабля, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»[22].

  • Вид 3/4 на корму.
  • В акватории Невы.
  • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.
  • Артиллерия «Стерегущего».

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных совместно специалистами ОАО Коломенского завода (поставка дизелей и агрегата в целом) и ОАО «Звезда» (поставка редукторной передачи) по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[23]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора АДГ-630 мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 (50 ).

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения.

Ресурс двигателя до 50000 часов[24]

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек.

Головка поршней Д49 выполнена из жаростойкой стали ЭИ 415, основание — из алюминиевого сплава АК 6.

Вооружение

Противокорабельный комплекс

Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран-У» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 с дальностью стрельбы 260 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

Зенитный ракетный комплекс

ЗРАК «Кортик-М»
Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча или палубной установки) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км. На серийных кораблях вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ —

(3 модуля по 4 ячейки)[25].

Артиллерия

Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10-02 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

Впервые в мире на корабле установлено противоторпедное вооружение — антиторпеда. Рубеж перехвата 1400 метров[26][27]

Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330 (324) -мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на кораблях проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64.

Радиотехническое вооружение

РЛС «Фуркэ»
Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемых ракет «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190).

Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

Станция помех ТК-25[28]

  • диапазон 64- 2000 МГц
  • обнаружение до 256 целей
  • каталог станций РЛС -1000
  • одновременная помеха до 4 РЛС
  • снижение вероятности поражения корабля до 3 раз

Авиация

Ангар корвета «Совершенный». Владивосток, 2021 г.
В кормовой части корабля имеется ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27. Запас топлива для него составляет до 20 т.

Модернизация

Начиная со второго корабля в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с восьмого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

Мореходность

Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля». Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). На кораблях типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

Первый из корветов

Многоцелевой корвет проекта 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне, борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, охраны конвоев, патрулирования зон блокады, а также для артиллерийской и огневой поддержки морского десанта. Вооружение позволяет наносить мощные и эффективные ракетные удары по сухопутным объектам. Корабли этого проекта запомнятся и тем, что благодаря именно им в ВМФ появился новый класс — корвет. Раньше подобные корабли относили к сторожевикам.

Интересно, что в странах НАТО корабль причислили к фрегатам, так как его водоизмещение по западной классификации оказалось слишком большим для корветов.

Корвет_3

Автоматическая пушка А-190 на носу корвета проекта 20380 «Совершенный»

Фото: РИА Новости/Андрей Ставанов

В ходе строительства корветов было опробовано много новых уникальных технологий. В частности, корабль создавали с использованием стелс-технологий. Его надстройки не только получили характерные изломанные очертания, но и были изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно снизило заметность корабля в радиолокационном диапазоне.

Поближе к берегу: как изменится состав ВМФ России

Доля крупных кораблей в составе ВМФ России рискует сильно сократиться

Обводы подводной части корпуса были спроектированы так, чтобы снизить сопротивление воды на скорости около 30 узлов примерно на четверть. Это позволило увеличить скорость полного хода корабля на 1,5–2 узла.

Управление огнем

Корвет оснащен системой управления огнем (СУО) «Пума-02». С ее помощью радиотехническое вооружение может осуществлять одновременно сопровождение четырех целей, две из которых выделяются как самые опасные. Затем стрелком выбирается место, куда должен попасть снаряд, и режим огня. Он может быть как одиночным, так и серийным. Для того чтобы выпустить большое количество снарядов по кораблю противника, стрелку на «Совершенном» нужно нажать педаль и некоторое время удерживать ее в таком положении.

Оценка проекта

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Редут»[3]. Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности[59]. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Назначение
  • 3 Особенности конструкции 3.1 Корпус и надстройка
  • 3.2 Главная энергетическая установка
  • 3.3 Вооружение 3.3.1 Противокорабельный комплекс
  • 3.3.2 Зенитный ракетный комплекс
  • 3.3.3 Артиллерия
  • 3.3.4 Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение
  • 3.3.5 Радиотехническое вооружение
  • 3.3.6 Авиация
  • 3.3.7 Модернизация
  • 3.4 Мореходность
  • 3.5 Боевая живучесть
  • 4 Модификации
      4.1 Проект 20380
  • 4.2 Проект 20385
  • 4.3 Проект 20386
  • 5 Оценка проекта
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Стрелок