Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Черепно мозговая травма у детей клинические рекомендации


Карта сайта - Нижнесортымская участковая больница

Версия для слабовидящих

  • Главная
  • О нас
    • О нас
    • Виды деятельности
    • Организационная структура
    • Наши врачи
    • Наш средний медицинский персонал
    • Вакансии
    • Лицензии
    • Наши достижения
    • Благодарности пациентов
    • Зона обслуживания
    • Антикоррупционная деятельность
    • Планы мероприятий МО
    • Профсоюзная организация
    • Политика в отношении обработки персональных данных
    • Антитеррористическая деятельность
    • Государственные программы
    • Антидопинговый контроль
    • Контролирующие органы
    • Гражданская оборона
  • Для специалистов
    • Для прыбывающих из отпуска
  • Новая модель МО
  • Для пациентов
    • Телефоны горячей линии
    • Записаться на прием
    • Полезная информация
    • Платные услуги
    • Лекарственное обеспечение
    • Здоровый образ жизни
    • Обязательное медицинское страхование
    • Добровольное медицинское страхование
    • Единый портал государственных услуг
    • Здоровье детей
    • Основные нормативные документы
    • Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры
    • Наглядная агитация
    • Паллиативная помощь
    • Памятка для граждан по обезболиванию
    • Социальная поддержка
    • COVID-19
    • Вакцинопрофилактика
  • Контакты
  • Главная
    • О нас
      • О нас
      • Виды деятельности
      • Организационная структура
      • Наши врачи
      • Наш средний медицинский персонал
      • Вакансии
      • Лицензии
      • Наши достижения
      • Благодарности пациентов
      • Зона обслуживания
      • Антикоррупционная деятельность
      • Планы мероприятий МО
      • Профсоюзная организация
      • Политика в отношении обработки персональных данных
      • Антитеррористическая деятельность
      • Государственные программы
      • Антидопинговый контроль
      • Контролирующие органы
      • Гражданская оборона
    • Для специалистов
  • Новая модель МО
  • Для пациентов
    • Телефоны горячей линии
    • Записаться на прием
    • Полезная информация
    • Платные услуги
    • Лекарственное обеспечение
    • Здоровый образ жизни
    • Обязательное медицинское страхование
    • Добровольное медицинское страхование
    • Единый портал государственных услуг
    • Здоровье детей
    • Основные нормативные документы
    • Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры
    • Наглядная агитация
    • Паллиативная помощь
    • Памятка для граждан по обезболиванию
    • Социальная поддержка
    • COVID-19
    • Вакцинопрофилактика
  • Контакты

Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации. Ежегодно в России получают травму головы более 270 тыс. детей, более 100 тыс. госпитализируются, 1,5 тыс. погибают, более 5 тыс. становятся инвалидами [13]. Улучшение качества диагностики, совершенствование реанимационных мероприятий, внедрение методов малотравматичной нейрохирургии увеличивают долю пациентов, выживших после тяжелых травм головы, что заставляет максимально уделить вниманию прогнозированию исхода, и оптимизировать ранние подходы к реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (ТЧМТ). Пока нет доказательств, что ранняя реабилитация улучшает исходы, но на ее значение в более быстром восстановление функций указывают большинство исследований [2,4,17,19].

Большинство авторов не выделяют каких-либо принципиальных отличий в детской нейротравме, в то же время, чем младше ребенок, тем сложнее клинически выявить у него характер повреждения мозга, хуже прогноз и другие подходы к организации раннего реабилитационного процесса [2,3,4,31,41].

Определения и понятия

Тяжелая черепно-мозговая травма – травма головного мозга, которая приводит к потере сознания более чем на 6 часов и оценка по ШКГ составляет 3-8 баллов.

Последствия тяжелой черепно-мозговой травмы: клинические синдромы, которые наиболее часто возникают после травмы головы (когнитивные, психические и двигательные).

Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение, осуществление программы действий.

Двигательные (моторные, двигательный акт) функции – это сложные психомоторные действия, которые участвуют в реализации двигательной задачи. К ним относятся: координация, баланс, походка, функция верхних конечностей.

Ранняя нейрореабилитация детей с ТЧМТ – это комплекс мероприятий в остром и раннем периодах заболевания, направленных на максимально полное восстановление когнитивных и двигательных функций, исходя из имеющихся возможностей пациента.

Программа реабилитации (ПР) – разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Реабилитационный потенциал (РП) - показатель максимального уровня исхода неотложного состояния.

Реабилитационный прогноз (РПп) – это медицинская обоснованная вероятность достижения намеченных целей реабилитации в намеченный отрезок времени с учетом характера заболевания, его течения, индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей.

Мультидисциплинарная реабилитационная команда (МК) - совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенными заданиями. Принцип горизонтального управления и метод взаимодействия – обсуждение.

Классификация заболевания или состояния у детей

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра тяжелая черепно-мозговая травма в остром периоде представлена как внутричерепная травма (S06) с различными ее проявлениями в рубриках с S06. 1 по S06.9.

Последствия ТЧМТ - это эволюционно предопределенный комплекс процессов в ответ на повреждение головного мозга и его покровов. Выделяют следующие патологические процессы, лежащие в основе отдаленных последствий ТЧМТ: непосредственное повреждение вещества головного мозга в момент травмы и вторичные повреждения мозга в результате развития интра-экстракраниальных осложнений [1,4,21,24,25,39,41].

Прогноз восстановления сознания в остром периоде ТЧМТ у детей складывается из особенностей структуры и характера повреждений и возраста пациента. В прогнозе исходов у детей необходимо учитывать высокий репаративный потенциал и высокую пластичность. Реабилитационный прогноз ТЧМТ определяется после стабилизации витальных функций на основании клинических особенностей, динамики течения травматического процесса, данных функциональных и лучевых методов исследования (ЭЭГ, соматосенсорные вызванные потенциалы, МРТ головного мозга) [39].

Программа ранней реабилитации выстраивается в зависимости от ведущего клинического синдромокомплекса, ограничивающего дальнейшее восстановление.

1 этап (острейший период травмы головного мозга, acut rehabilitation) - это реабилитация в условиях отделения реанимации. Основные задачи в отделение реанимации: диагностика повреждений, специализированное лечение, нутритивная поддержка и др. Используются реабилитационные средства ЛФК, психологические методы работы с пациентом с низким уровнем сознания (психостимулотерапия) и немаловажное значение имеет психологическое сопровождение родителей с момента поступления пациента. При стабилизации состояния пациента определяется реабилитационный прогноз и потенциал пациента для дальнейшего восстановления.

2 этап реабилитации (ранняя реабилитация, early rehabilitation) – продолжение реабилитации в отделение нейрохирургии. Продолжительность ранней стадии течения травматической болезни головного мозга составляет до 12 месяцев. Основная стратегия реабилитации 2 этапа - это компенсаторно-заместительная (компенсация и поддержание утерянной функции).

3 этап реабилитации (подострый период течения травматической болезни головного мозга, subacut rehabilitation) осуществляется под диспансерным наблюдением специалистов междисциплинарной команды в амбулаторно-поликлиническом отделении или в условиях специализированного реабилитационного центра. Продолжительность данного этапа течения заболевания после травмы от 12 месяцев до 2-х лет. Цель данного этапа реабилитации: улучшить качество жизни с помощью компенсаторных стратегий реабилитации в комбинации с социальной помощью.

Пациенты после ТЧМТ выходят в низкий уровень сознания, с минимальной двигательной активностью или имеют когнитивные, двигательные нарушения различной степени тяжести, возможно, и психические нарушения.

В существующем реабилитационном опыте (НИИ НДХ и Т, 2010–2016 гг.) эффективной является мультидисциплинарная команда (МК).

В острейшем периоде травмы задачи для мультидисциплинарной команды определяет врач реаниматолог.

На этапе ранней реабилитации в отделении нейрохирургии задачи для мультидисциплинарной команды определяет нейрохирург. Педиатр отвечает за поддержание соматических функций. Врач реабилитолог тесно взаимодействует с педиатром и мед. сестрами отделения.

Реабилитационная команда включат реабилитолога по профилю невролог, врач физиотерапевт, специалист по ЛФК, массажист, мед. психолог, нейропсихолог, логопед, педагог-дефектолог. Проводятся еженедельные реабилитационные обсуждения, инициатором которых является любой член команды, но чаще - врач реабилитолог.

Задачи реабилитационной команды: анализ имеющихся ограничений жизнедеятельности (нарушения функций), выявление причин, препятствующих восстановлению (барьеры), корректировка программы реабилитации.

Программы ранней реабилитации у детей с низким уровнем сознания:

  1. Определение и коррекция двигательных, сенсорных (вкус, осязание, слух, зрение, обоняние) и автономных нарушений; нормализация цикла сон-бодрствование.
  2. Оценка степени когнитивных и поведенческих нарушений (когнитивная терапия).
  3. Оценка степени дисфагии, логопедическая терапия.
  4. Оценка моторных функциональных повреждений (двигательная активность): спастичность – ботулинотерапия, возможно интратекальная ботулиновая помпа; оценка контрактур и ортопедические приспособления, оценка боли и ее коррекция.
  5. Соматическое поддержание пациента (нутритивный статус, профилактика вторичных осложнений).
  6. Уход - обученные реабилитационные сестры. Обучение родителей уходу.
  7. Оценка эффективности реабилитации (клиническая оценка динамики процесса - шкалы, функциональные методы – ЭЭГ, СВП, ССВП, ЗВП, ф. МРТ головного мозга).
  8. Социальное сопровождение, планирование выписки и дальнейшего маршрута пациента.

После тяжелой черепно-мозговой травмы дети могут иметь когнитивные, двигательные нарушения различной степени тяжести, а также психические нарушения. В зависимости от степени нарушений выстраиваются программы реабилитации [5,6,15,22,34].

При когнитивных расстройствах используется медикаментозная терапия. Нейропсихологическая коррекция (тренировка памяти, внимания, прагматики, эмоционального контроля). Занятия с логопедом. Психотерапия.

При двигательных нарушениях применяются методики ЛФК, которые направлены на когнитивную тренировку, коррекцию постуральных нарушений, включающие программу лечения спастичности, контрактур. Применяется роботизированная техника, механотренажеры с БОС. Программа восстановления мобильности включает восстановление походки, постуральной устойчивости и функциональности верхних конечностей с использованием методов эрготерапии.

При соматических нарушениях широко применяется медикаментозная терапия; физиотерапия (магнитотерапия, транскраниальная терапия).

Характер и направленность двигательной реабилитации определяются степенью когнитивного дефицита (легкая, средняя, тяжелая степень), а также характером и степенью двигательного дефицита (пирамидные, эктрапирамидные, стволово-мозжечковые нарушения; по тяжести: легкие, среднетяжелые, тяжелые). Кинезотерапия ориентирована на тренировку и восстановление определенной двигательной задачи (task–oriented approach) [2,15,17,22,24,38].

При планировании выписки больного из стационара оцениваются ближайшие функциональные исходы, прогнозируется дальнейшее реабилитационное лечение, решаются социальные задачи, связанные с возможностью самообслуживания, с возвращением в социальную среду. Прогноз считается завершенным при выздоровлении больного, либо при практически необратимых состояниях (например, вегетативного статуса).

Таким образом в ранней нейрореабилитационной технологии при оценке пациента с ТЧМТ на стационарном этапе предусмотрены следующие стадии: экспертно-реабилитационная диагностика, определение реабилитационного потенциала (прогноза), определение клинико-реабилитационных групп, проведение медико-социальной экспертизы, составление и проведение индивидуальной программы реабилитации, оценка эффективности проведенной реабилитации [23,38].

Клинические рекомендации по черепно-мозговой травме у детей и мальчиков

1. Allison KM, Byom LJ, Turkstra LS. Черепно-мозговая травма у детей и подростков. Джонсон А., Джейкобсон Б. (редакторы), Медицинская патология речи и языка (3-е изд.) Тиме: Нью-Йорк: 2017. [Google Scholar]

2. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд. ). Вашингтон, округ Колумбия: Автор; 2013. [Google Scholar]

3. Ferrazzano PA, Rosario BL, Wisniewski SR, et al. Использование магнитно-резонансной томографии при тяжелой черепно-мозговой травме у детей: оценка современной практики. J Нейрохирург Педиатр 2019:8:1-9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Dewan MC, Mummareddy N, Wellons JC, et al. Эпидемиология глобальной детской черепно-мозговой травмы: качественный обзор. Мировая нейрохирургия 2016: 91 (1878–8769 (электронный)): 497–509. [PubMed] [Google Scholar]

5. Бразинова А., Регорчикова В., Тейлор М.С. и соавт. Эпидемиология черепно-мозговой травмы в Европе: живой систематический обзор. Журнал нейротравмы 2016: (1557–9042 (электронный)). Epub от 25 августа. [Google Scholar]

6. Ли Э.С.Э., Кевин Г.Ф.Т., Урсула К.Р. Детская черепно-мозговая травма: исходы и реабилитация. Учебник детской нейрохирургии 2017: стр. 1-28. [Google Scholar]

7. Нино С., Элиза Р.З. Хроническое влияние черепно-мозговой травмы на исход и качество жизни: описательный обзор. Критический уход 2016:20:148. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Keris V, Lavendelis E, Macane I. Связь между выполнением рекомендаций по клинической практике и исходом черепно-мозговой травмы. Всемирный журнал хирургии 2007: 31: 1352–5. [PubMed] [Академия Google]

9. Vavilala MS, Kernic MA, Wang J, et al. Клинические показатели неотложной помощи, связанные с исходами выписки у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Медицина интенсивной терапии 2014: 42 (10): 2258–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Gupta D, Sharma D, Kannan N, et al. Соблюдение рекомендаций и результаты при тяжелой черепно-мозговой травме у взрослых для исследования CHIRAG (совместная травма головы и рекомендации). Мировая нейрохирургия 2016: 89: 169–79. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Патель А., Виейра М.М., Абрахам Дж. и соавт. Качество разработки практических рекомендаций по черепно-мозговой травме: систематический обзор. ПЛОС ОДИН. 2016:11:e0161554. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Rubiano AM, Carney N, Chesnut R, et al. Проблемы и возможности глобальных исследований нейротравм. Природа 2015: 527 (7578): S193–S7. [PubMed] [Google Scholar]

13. Шрути А., Рикардо Г.Б. Нейропротекторные мероприятия у детей с черепно-мозговой травмой. World J Crit Care Med 2016:5:36-46. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). ВИСКАРС. Ведущие отчеты о причинах смерти, национальные и региональные. 2015, стр: 1999–2013. http://webappa.cdc.gov/cgi-bin/broker.exe Доступ 2015.9.22. [Google Scholar]

15. Hari HD, Siddharth C. Ведение больных с черепно-мозговой травмой. корейский J анестезиол 2018:71:12–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Профилактика и контроль травм: черепно-мозговая травма. Центры по контролю и профилактике заболеваний. http://www.cdc.gov/traumaticbraininjury/data/dist_hosp. html Access 2015 [Google Scholar]

17. Carney N, Totten A.M., O'Reilly C, et al. 2017. Руководство по лечению тяжелой черепно-мозговой травмы, четвертое издание. нейрохирургия 2017; 80: 6–15. [Google Scholar]

18. Рейн Т., Уэйд С.Л., Макоров К.Л. и др. Мишо Клинические предикторы исхода черепно-мозговой травмы у детей J Trauma Acute Care Surg 73 (4 Suppl. 3), 2012, стр. С248-С253. [PubMed] [Google Scholar]

19. Timmons S.D, Bee T, Webb S, et al. Hesdorffer Использование сокращенной шкалы тяжести травмы и шкалы комы Глазго для прогнозирования 2-недельной смертности после черепно-мозговой травмы J Травма 2011;71:1172-8. [PubMed] [Академия Google]

20. Кэмпбелл Дж. Э. Оценка травм на догоспитальном этапе. International Trauma Life Support – для поставщиков догоспитальной помощи. 1-е изд. Индия: Дорлинг Киндерсли; 2009, с. 382. [Google Scholar]

21. Kochanek P.M, Carney N, Adelson P.D, et al. Руководство по неотложной медицинской помощи при тяжелой черепно-мозговой травме у младенцев, детей и подростков – второе издание Pediatr Crit Care Med, 2012:13 (Приложение 1), стр. S1-S82. [PubMed] [Google Scholar]

22. Такаши А., Хироюки Ю., Акио М. 2017. Детская черепно-мозговая травма: характерные особенности, диагностика и лечение. Нейрол Мед Чир (Токио) 2017: 57: 82–93. [Google Scholar]

23. Томас Г., Лайонел В., Ламин А. и др. Лечение тяжелой черепно-мозговой травмы (первые 24 часа). Анестезия Критическая терапия и медицина боли 2018:37:171-86. [PubMed] [Google Scholar]

24. Stark MJ, Hodyl NA, Belegar VKK, et al. Внутриутробное воспаление, потребление кислорода мозгом и предрасположенность к раннему повреждению головного мозга у глубоко недоношенных новорожденных. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed 2016:101:F137–F142. [PubMed] [Google Scholar]

25. Екатерина А.Ф. Ведение ребенка с острой черепно-мозговой травмой. Педиатр Здоровье ребенка 2013:18:253-8. [Академия Google]

26. Руди Дж.С., Карл Дж.С. Биомеханика черепно-мозговой травмы и жестокая травма головы. J Судебно-медицинская экспертиза 2018;4:91-100. [Google Scholar]

27. Дэвид М., Патрик Б., Марвин М. Значение макроцефалии или увеличения окружности головы у младенцев с триадой. Am J Судебно-медицинская экспертиза Патол 2015:36:111–20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Алали А.С., Гомес Д., Сатья С. и др. Мониторинг внутричерепного давления у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. J Нейрохирург Педиатр 2015: 14: 1–10. [PubMed] [Академия Google]

29. El-Hennawy HM, El-Menyar A, Al-Thani H, et al. 2014. Эпидемиология, причины и профилактика аварий с опрокидыванием автомобилей с выбросом. Ann Med Health Sci Res 2014: 4: 495–502. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Рето А.С. Интенсивная терапия при черепно-мозговой травме, включая мультимодальный мониторинг и нейропротекцию. Медицина 2019:7;37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Oddo M, Crippa IA, Mehta S, et al. Оптимизация седации у больных с острой черепно-мозговой травмой. Критическая помощь 2016:20:128. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Welch TP, Wallendorf MJ, Kharasch ED, et al. Фентанил и мидазолам неэффективны в снижении эпизодической внутричерепной гипертензии при тяжелой детской черепно-мозговой травме. Крит Уход Мед 2016:44:809-18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Curley G, Kavanagh BP, Laffey JG. Гипокапния и травмированный мозг: больше вреда, чем пользы. Крит Уход Мед 2010:38:1348-59. [PubMed] [Google Scholar]

34. Wan-Chao Y, Qi W, Lai-Ting C, et al. Терапевтическая гиперкапния уменьшает повреждение гематоэнцефалического барьера, возможно, за счет протеинкиназы Cε у крыс с латеральной перкуссионной травмой жидкости. J нейровоспаление 2019:16;36. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Kochanek PM, Carney N, Adelson PD, et al. Руководство по неотложной медицинской помощи при тяжелой черепно-мозговой травме у младенцев, детей и подростков, второе издание. Pediatr Crit Care Med 2012:13 Приложение 1:S1-82. [PubMed] [Google Scholar]

36. Agrawal S, Branco RG. Нейропротекторные мероприятия у детей с черепно-мозговой травмой. World J Crit Care Med 2016:5:36-46. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Bonfield CM, Naran S, Adetayo O, et al. Переломы черепа у детей: необходимость оперативного вмешательства, особенности, осложнения, исходы. J Нейрохирург Педиатр 2014:14:205–11. [PubMed] [Google Scholar]

38. Kralik SF, Supakul N, Wu IC, et al. МРТ черной кости с 3D-реконструкцией для выявления переломов черепа у детей с подозрением на травму головы. Нейрорадиология 2019;61:81-7. [PubMed] [Google Scholar]

39. Kommaraju K, Haynes JH, Ritter AM. Оценка роли консультации нейрохирурга в лечении изолированных линейных переломов черепа у детей. Педиатр Нейрохирург 2019;54:21-7. [PubMed] [Google Scholar]

40. Te FC, Shih HY, Jui CT. Вдавленный перелом черепа и эпидуральная гематома возникли в результате применения штифтового держателя головы при трепанации черепа у детей. J Med Sci J Med Sci 2014;34:238-40. [Google Scholar]

41. Ронита Н., Шрути Р., Рана П. и др. Внезапная и стойкая брадикардия: неожиданный индикатор экстрадуральной гематомы на месте булавки у педиатрического пациента. J Нейроанестезиология Реанимация 2018;05:187-9. [Google Scholar]

42. Wei-Jun K, Tomor H, Cheng-Li L, et al. Риск смертности и факторы риска у пациентов с посттравматической эпилепсией: популяционное когортное исследование. Общественное здравоохранение Int J Environ Res 2019;16:589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Mohamed MA, Shafik TE, Hisham AA, et al. Вдавленные переломы черепа, покрывающие дуральные венозные синусы: методы лечения и обзор литературы. Турок Нейрохирург 2019. DOI: 10.5137/1019-5149.JTN.25572-18.2. [PubMed] [Google Scholar]

44. Taylor DD, Gercel TC. Экзосомная платформа для диагностики и мониторинга черепно-мозговой травмы. Философские труды Королевского общества B: биологические науки 2014:369:1652-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Alhelali I, Stewart TC, Foster J, et al. Переломы основания черепа связаны со смертностью при тяжелой черепно-мозговой травме у детей. J Травма неотложной помощи Surg 2015:78:1155–61. [PubMed] [Google Scholar]

46. Saurabh J, Ashok G, Achal S, et al. Растущий перелом черепа со свищом спинномозговой жидкости: редкий клинический случай и стратегии его лечения. Азиатский журнал нейрохирургии 2015:10:3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Prasad GL, Gupta DK, Mahapatra AK, et al. Хирургические результаты врастающих переломов черепа у детей: одноцентровое исследование 43 случаев. Чайлдс Нерв Сист 2015:31:269–77. [PubMed] [Google Scholar]

48. You C, Long X, Hu L, et al. Травматические эпидуральные гематомы задней черепной ямки у детей: опыт 48 случаев и обзор литературы. J корейский нейрохирург Soc 2019;62:225–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Louise M.C., Cathy C., Franz EB, et al. Интеллектуальные, поведенческие и социальные последствия случайной черепно-мозговой травмы в раннем детстве. Педиатрия 2012:129;2. [PubMed] [Google Scholar]

50. Arabinda KC, Sabah S, Thomas LS, et al. Консенсусное заявление о жестокой травме головы у младенцев и детей младшего возраста. Детская радиология 2018:48:1048–65. [PubMed] [Академия Google]

51. Rosenthal AA, Solomon RJ, Eyerly SA, et al. Травматическая эпидуральная гематома: характеристики пациентов и лечение. Ам Сург 2017;83:e438-e440. [PubMed] [Google Scholar]

52. Karibe H, Kameyama M, Hayashi T., et al. Острая субдуральная гематома у младенцев с травмой головы жестокого обращения: обзор литературы. Нейрол Мед Чир (Токио). 2016;56:264-73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Shankar V, Rashmi K, Chandrakanta K, et al. PA 18-2-1347 Исследование черепно-мозговой травмы (ITBI) - скрытая эпидемия. 10.1136/injuryprevention-2018-safety.110.2018 [CrossRef] [Google Scholar]

54. Питер Дж.С. Синдром встряхнутого ребенка реален. Детская радиология 2018:48;1043–7. [PubMed] [Google Scholar]

55. Bhardwaj G, Chowdhury V, Jacobs MB, et al. Систематический обзор диагностической точности глазных признаков при травме головы у детей. Офтальмология 2010; 117:983–92. [PubMed] [Google Scholar]

56. David K, Caron H, Bizhan A, et al. Геморрагическое прогрессирование ушиба после черепно-мозговой травмы: обзор. Журнал Нейротравма 2012:29;1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Chih-Fen H, Hueng-Chuen F, Cheng-Fu C, et al. Современные подходы к лечению травм головы у детей. Педиатрия и неонатология 2013:54;73-81. [PubMed] [Google Scholar]

58. Mayumi P, Tiffany G, Daya A, et al. Краткий обзор патофизиологии черепно-мозговой травмы. Модели и механизмы заболеваний 2013;6:1307-15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Sujoy B, Girija PR, Ritesh L, et al. Мониторинг внутричерепного давления у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой: ретроспективное исследование. Журнал детской неврологии 2019:14;7-15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Alkhoury F, kyriakides TC. Мониторинг внутричерепного давления у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой: обзор результатов на основе национального банка данных о травмах. JAMA Surg 2014; 149:544–8. [PubMed] [Google Scholar]

61. Kochanek P.M., Carney N, Adelson PD, et al. Руководство по неотложной медицинской помощи при тяжелой черепно-мозговой травме у младенцев, детей и подростков, второе издание. Педиатрическая реаниматология 2012: 13 (Приложение 1): S1–82. [PubMed] [Академия Google]

62. Хардкасл Н., Бензон Х.А., Вавилала М.С. Обновление рекомендаций 2012 года по ведению детей с черепно-мозговой травмой - информация для анестезиолога. Педиатр Анест 2014; 24:703-10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Roumeliotis N, Dong C, Pettersen G, et al. Гиперосмолярная терапия при черепно-мозговой травме у детей: ретроспективное исследование. Чайлдс Нерв Сист 2016;32:2363-8. [PubMed] [Google Scholar]

64. Rebecca MJ, Jennifer JB, Joseph FP, et al. Сокращение использования компьютерной томографии головы для детей с травмами головы в отделении неотложной помощи по месту жительства. Педиатрия 2019;139:e20161349 [Google Scholar]

65. Osmond MH, Klassen TP, Wells GA, et al. CATCH: правило клинического принятия решения об использовании компьютерной томографии у детей с легкой травмой головы. CMAJ 2010;182:341-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Babl FE, Borland ML, Phillips N, et al. Точность правил принятия решения о травмах головы PECARN, CATCH и CHALICE у детей: проспективное когортное исследование. Ланцет 2017; 389:2393-402. [PubMed] [Google Scholar]

67. Истер Дж.С., Бейкс К., Даливал Дж. и соавт. Сравнение правил PECARN, CATCH и CHALICE для детей с легкой травмой головы: проспективное когортное исследование. Энн Эмерг Мед 2014:64:145-52,152.e1-5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Бордбар А., Мохагеги П., Юнеси Л., Калани М., Кашаки М. Значение физикального обследования в диагностике вывиха бедра у недоношенных новорожденных, J Compr Ped. 2018; 9:e14049 [Google Scholar]

69. Серадж Б., Шахраби М., Масуми С. и др. Изучение типов верхнечелюстных губных уздечек и их влияния на срединную диастему у детей 3–6 лет в детских садах Тегерана. Мир Джей Дент 2019:10:93-7. [Google Scholar]

70. Saboute M, Kashaki M, Bordbar A, et al. Частота респираторного дистресс-синдрома среди недоношенных детей, госпитализированных в отделение интенсивной терапии новорожденных: ретроспективное исследование. Открыть Джей Пед 2015;5:285. [Академия Google]

71. Могарраби С., Годси С., Джаббарзаде М. и соавт. Оценка влияния низких концентраций. Общие химические решения для дезинфекции теплом. Отвержденная акриловая смола. Adv Dent здоровье полости рта 2019:11:555804 [Google Scholar]

72. Бордбар А., Хадипур М., Кашаки М. Определение распространенности открытого артериального протока у новорожденных с очень низкой массой тела при рождении, госпитализированных в 2011-2016 гг. Пренса Мед Арджент 2019:105:134. [Google Scholar]

73. Кашаки М., Алипур Р., Сабуте М. Изменения статуса витамина D в течение первых двух недель жизни у недоношенных детей, получающих ППП: перекрестное исследование. Пренса Мед Арджент 2019:105:135. [Google Scholar]

74. Кашаки М., Бордбар А., Мазури А. и др. Определение эффекта высоких доз интралипидов по сравнению с их постепенной дозой у новорожденных с очень низкой массой тела при рождении: исследование случай-контроль. J Pharmaceutical Res Int 2019:30:1-7. [Google Scholar]

75. Сун С.Т., Шу-Линг С. Детская черепно-мозговая травма — обзор стратегий лечения. J Emerg Crit Care Med 2018;2:18. [Google Scholar]

Опубликовано новое издание Руководства по тяжелой детской ЧМТ

, 26 марта 2019 г., 14:33. Майкл Девитт. Семейные врачи, которые сталкиваются с детьми в отделении неотложной помощи с тяжелой черепно-мозговой травмой (ЧМТ) или которые лечат детей с неврологическими повреждениями в отделении интенсивной терапии, должны принять к сведению обновленный набор рекомендаций от Фонд травм головного мозга.

Третье издание обновляет руководящие принципы фонда 2012 года и включает информацию из 48 новых исследований. Из 22 рекомендаций, содержащихся в новом издании, девять являются новыми или пересмотренными. Все рекомендации сгруппированы по трем категориям — мониторинг, пороговые значения и лечение — и классифицированы в соответствии с качеством доказательств, на которых они основаны:

  • Рекомендации уровня I были основаны на высококачественных доказательствах.
  • 90 160 рекомендаций уровня II были основаны на доказательствах среднего качества.
    90 160 рекомендаций уровня III были основаны на доказательствах низкого качества.

Рекомендации по мониторингу

Хотя мониторинг напрямую не влияет на результаты лечения пациентов, информация, полученная в результате мониторинга, может помочь в принятии решений о лечении, что, в свою очередь, может привести к лучшим результатам, чем результаты, основанные только на клинических оценках.

Руководство предлагает четыре рекомендации, которые охватывают три типа мониторинга: мониторинг внутричерепного давления (ВЧД), расширенный церебральный мониторинг и нейровизуализация. Только одна из этих рекомендаций, касающаяся нейровизуализации, является новой для этого издания. Все четыре рекомендации относятся к III уровню.

Для вашего удобства конкретные рекомендации для этого и двух других разделов руководства были объединены и доступны в виде отдельного файла PDF.

Рекомендации по пороговым значениям

Рекомендации в этом разделе относятся к пороговым значениям, которые контролируются при стационарном лечении детей с тяжелой ЧМТ. Пороги для ICP и CPP включены среди этих значений. Ни одна из трех рекомендаций в этом разделе не является новой, и всем им присвоен уровень III.

Рекомендации по лечению

15 рекомендаций в этой категории относятся к 10 различным вариантам лечения и относятся к стационарному лечению ЧМТ или связаны с рисками, которым подвергаются педиатрические пациенты с ЧМТ.

Это гиперосмолярная терапия; анальгетики, седативные и нервно-мышечные блокады; дренирование спинномозговой жидкости; профилактика приступов; вентиляционная терапия; температурный контроль/гипотермия; барбитураты; декомпрессивная трепанация черепа; питание; и кортикостероиды.

Более половины рекомендаций по лечению являются новыми или пересмотренными. Рекомендации уровня II охватывают гиперосмолярную терапию для контроля внутричерепного давления, а также контроль температуры и питание для улучшения общих результатов. Все остальные рекомендации относятся к III уровню.

Алгоритм лечения

В дополнение к рекомендациям фонд опубликовал алгоритм использования терапии первого и второго уровня при тяжелой ЧМТ у детей. Он призван служить дополнением к рекомендациям и описывает как общие, так и конкретные подходы к ведению детей с ЧМТ.

Алгоритм основан на данных исследований, использованных для создания обновленных руководств, а также на консенсусе экспертов, когда доказательства недоступны. Авторы заявили, что эта комбинация «обеспечивает дополнительные и столь необходимые рекомендации для клиницистов у постели больного», решая ряд важных вопросов, не охваченных в предыдущих рекомендациях.

Следующие шаги

Авторы приветствовали увеличение как количества исследований педиатрической ЧМТ, так и количества рекомендаций уровня II. По их словам, хотя большая доказательная база повышает ценность текущих рекомендаций, предстоит еще много работы по созданию полностью основанных на фактических данных методов лечения, которые улучшат результаты лечения детей с тяжелой ЧМТ.

«Поскольку исследования в этой популяции проводить сложно, вполне вероятно, что такие рекомендации будут в значительной степени основаны на мнении экспертов или экстраполированных данных», — сказал семейный врач Джейсон Матушак, доктор медицинских наук, директор Центра спортивных сотрясений в Excelsior Orthopedics в Буффало, штат Нью-Йорк, и бывший член Комиссии AAFP по общественному здравоохранению и науке.


Learn more

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.