Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Мокнущий диатез


Чем лечить диатез у ребенка?

24.12.2020

Диатез — это достаточно серьезное заболевание, которое необходимо лечить под строгим контролем врача. Случается, что диатез проходит так же внезапно, как и появился, но очень часто на борьбу с этой неприятностью уходят годы. То, как быстро удастся справиться с болезнью, зависит от тяжести диатеза и соблюдения рекомендаций врача. Правильное и своевременное лечение способно избавить ребенка от недуга навсегда. Поэтому очень важно быть внимательными к здоровью своих детей и соблюдать меру в употреблении продуктов, способных вызвать аллергические реакции и знать, чем лечить диатез у ребенка.

Эта болезнь может появиться у ребенка независимо от его возраста и образа жизни. Некоторые дети могут кушать все подряд, носить одежду из любых материалов и пользоваться какими угодно средствами по уходу и при этом не бояться аллергических реакций. Другие же при малейшем контакте с тем или иным продуктом или веществом сразу же покрываются сыпью и страдают от зуда. Причины диатеза у детей совершенно разные и именно от причины будет зависеть способ лечения.

Диатез может появиться и у младенца, и у подростка, и даже у взрослого. Сама болезнь обычно проходит в несколько стадий, во время которых случаются обострения. Как правило, диатез у ребенка прекращается, когда тот подрастет, примерно к пятнадцати годам. Но если к тому времени от диатеза избавиться не удалось, он может остаться у взрослого человека и далее, но уже в хронической форме, которую называют нейродермитом. Основными признаками диатеза является постоянный зуд пораженного участка, кожа уплотняется и на ней все время имеется раздражение. Диатез может проявиться практически на любом участке человеческого тела — на лице, руках, в паху или на внутренней поверхности бедер.

Бывают и такие случаи, когда диатез является наследственным или появляется из-за генетической предрасположенности родителей малыша к аллергии . Самые распространенные причины диатеза у детей — это употребление лекарств, контакт с бытовой химией, еда, бактерии и некоторые виды тканей. Лечить диатез у деток нужно своевременно, иначе впоследствии может развиться бронхиальная астма или насморк аллергического характера. Ситуация, когда в одно и то же время появляется диатез и насморк аллергической природы, требует немедленного врачебного вмешательства и тщательного лечения.

Диатез младенцев делят на сухой и мокнущий. При сухом виде болезни на детской коже появляется покраснение, зуд, могут быть отеки. На тех местах, которые поражены диатезом, кожа сухая, очень часто заметно шелушение, иногда появляются корочки и язвы. Мокнущий диатез получил свое название из-за того, что у ребенка на коже появляются отеки и пузырьки, которые лопаются, открывая мокнущие участки на коже. Эта болезнь способна менять свою форму, а сочетании с инфекциями на коже могут появиться гнойничковые ранки.

Несмотря на то, что диатез проявляет себя на коже, это не кожное заболевание, а всего лишь реакция организма на какие-либо раздражители. Поэтому, прежде, чем лечить диатез у ребенка, нужно выяснить причину его появления и затем применять комплексные меры для его излечения. Как правило, врачи назначают множество анализов и обследований, а также диету, во время которой из рациона ребенка должны быть убраны некоторые продукты. Со временем, если лечение прошло успешно, все продукты постепенно возвращают в рацион малыша.

Но не только регулярное употребление лекарственных препаратов важно при лечении диатеза. Немаловажно уделять особое внимание гигиене ребенка. Если ребенок склонен к аллергии, нужно позаботиться о чистоте помещения, в котором он находится, поэтому ежедневная влажная уборка и проветривание обязательны.

К сожалению, если малыш страдает от аллергических проявлений, придется убрать из дома домашних животных или растения. Очень важно каждый день купать ребенка с использованием гипоаллергенных шампуней или мыла, наносить на кожу смягчающий и снимающий зуд крем. Всю одежду, которую носит ребенок, необходимо стирать порошками, не вызывающими аллергию, тщательно полоскать и гладить с двух сторон горячим утюгом. Подобные меры предотвратят появления грибков, а, следовательно, риск возникновения диатеза снизится.

Опубликовано в Аллергология Премиум Клиник

Диатез – статьи о здоровье

Начиная с возраста в 3 месяца, на щеках ребенка могут появиться ограниченные яркие красные пятна, которые впоследствии покрываются тонкой корочкой. В этих местах ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки или молочный струп - одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ - экссудативного диатеза. Его еще называют аллергическим диатезом.

Первые признаки диатеза могли проявляться у ребенка и раньше в виде упорных опрелостей (не проходящих даже при тщательном уходе), обильной потницы (даже при легком перегревании) и, наконец, в виде серо-желтых сальных корочек на волосистой части головы и бровях.

При диатезе у ребенка развивается повышенная чувствительность к некоторым пищевым и лекарственным веществам. Поэтому обычные уход и кормление для такого ребенка недостаточны, необходимо внести в них соответствующие коррективы.

Причины и симптомы

Выделить какую-то одну причину диатеза сложно – как правило, развивается он при совокупном воздействии нескольких причин, важнейшей из которых является наследственная предрасположенность, а также: нерациональное питание женщины в период вынашивания.

У маленьких детей чаще всего возникает пищевая аллергия и аллергия на внешние раздражители (сухой воздух, шерсть, пыль и т.д.). Организм отвечает изменениями в работе желудочно-кишечного тракта, слизистых органов и органов дыхания, кожного покрова.

Наиболее частое проявление – высыпания на коже. В большинстве случаев они возникают после поступления в организм аллергена. Пищевая аллергия проявляется зачастую у малышей, пищеварительная система которых несовершенна и не может усвоить продукты, провоцирующие аллергию. Обычно такие симптомы проявляются до трех лет – потом аллергия либо проходит самостоятельно, либо переходит в хроническую фазу.

Внешне высыпания представляют собой покраснения, небольшие корочки белого цвета и струпья, которые появляются после расчесывания зудящих мест. Поскольку зуд очень силен, то дети не могут удержаться от расчесывания пораженных мест, а это в свою очередь приводит к длительно не заживающим ранкам. Наиболее частые места, которые поражаются диатезом, — локтевые и подколенные сгибы, шея, щеки, кисти рук.

Диагностика

Поскольку диатез не является самостоятельным заболеванием и диагнозом, дети с различными проявлениями аномалий конституции могут являться пациентами педиатра, детского дерматолога, детского эндокринолога, детского нефролога, детского аллерголога-иммунолога, детского ревматолога, детского невролога, детского отоларинголога, детского гомеопата и др.

Из методов лабораторной диагностики при диатезах используются общий анализ мочи и крови; биохимический анализ мочи; определение в крови уровня глюкозы, холестерина, фосфолипидов, мочевой кислоты, катехоламинов; иммунологические исследования, исследование кала на дисбактериоз и др.

При лимфатико-гипопластическом диатезе возникает необходимость проведения УЗИ вилочковой железы, лимфатических узлов, печени, селезенки, надпочечников,рентгенографии органов грудной клетки.

Лечение

Поскольку аллергены в подавляющем большинстве имеют пищевое происхождение, то лечение диатеза у малышей начинают с налаживания рационального питания. Здесь уместно подчеркнуть, насколько важно для крохи грудное вскармливание. Во-первых, белки женского молока на 100% лишены аллергических свойств, они легко расщепляются ферментами малыша; во-вторых, грудное молоко содержит много секреторного иммуноглобулина А, защищающего слизистую кишечника от крупных молекул аллергенов; в-третьих, молоко имеет в своем составе ферменты для переваривания собственных компонентов и, наконец, это лучшая профилактика дисбактериоза.

Детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании, следует максимально сократить поступление белка коровьего молока. Необходимо следить, чтобы используемые смеси были адаптированными, до 1/3 -1/2 суточного рациона могут составлять кисломолочные смеси. Если же даже такое вскармливание вызывает аллергические реакции, следует перевести ребенка на смеси, приготовленные на основе сои.

Далее, при введении каш и овощного пюре, их следует готовить не на молоке, а на основе подходящей малышу смеси или овощного отвара, а для питья использовать кефир (с 7 месяцев), йогурт (с 8 месяцев), другие кисломолочные продукты.

Из диеты малыша и кормящей матери исключаются продукты, индивидуально вызывающие аллергические реакции (кроме того, кормящим мамам не следует перегружать свой рацион продуктами из свежего молока - лучше заменить их кисломолочными).

Доказано, что состояние детей с аллергическим диатезом ухудшается при избыточном употреблении углеводов. Сахар в питании следует заменять фруктозой (в соотношении 1 к 0,3, так как фруктоза слаще).

Иногда детям с пищевой аллергией назначаются медикаментозные препараты. Это, прежде всего, касается витаминотерапии. В период обострения аллергических реакций проводят короткие курсы различных антигистаминных препаратов. Хочется напомнить, что назначать лечение должен врач, наблюдающий ребенка и знающий динамику его заболевания.

Очень важен правильный уход за пораженной кожей. При сухости кожи хороший эффект дают ванны с пшеничными отрубями, средства детской лечебной косметики (молочко, крем) с увлажняющими кожу компонентами. Опрелости смазывают специальными кремами с высоким содержанием окиси цинка или противовоспалительных веществ. При выраженном мокнутии в ванну можно добавлять отвар дубовой коры.

Модель стресса диатеза - Психология

Что такое диатез | Модель стресса диатеза | Диатез и стресс

Хотя стресс является неизбежной частью жизни человека, он по-разному влияет на разных людей. У некоторых людей психологические расстройства развиваются после воздействия основных стрессоров окружающей среды, а у других этого не происходит.

Ученые пытались выяснить и объяснить, чем вызвана такая разница в результатах. Модель диатез-стресс является одним из объяснений, основанных на научном понимании.

Что такое модель диатез-стресс?

Модель диатез-стресс описывает, как взаимодействие предрасположенности (диатез) и стрессовых ситуаций (стресс) может вызвать нарушения физического или психического здоровья. Она также известна как модель стресс-уязвимости или модель стресс-диатез.

Что такое диатез?

Диатез – это предрасположенность или уязвимость человека к заболеванию, которое может быть психическим или физическим расстройством. Эта терминология впервые была использована в психиатрии при изучении шизофрении, а позднее и депрессии.

Эта предрасположенность может передаваться по наследству ​1​ , создаваться стрессорами окружающей среды в раннем возрасте или быть вызвана взаимодействием генетики и окружающей среды (GxE) ​2​ .

Согласно теории диатез-стресс, стресс с большей вероятностью приведет к физическим или психическим заболеваниям у предрасположенных к нему людей, чем у людей без предрасположенности ​3​ .

Модель двойного риска

Модель диатез-стресс также известна как модель двойного риска ​4​ , потому что стресс является фактором риска, который играет здесь две роли.

Определенные факторы риска окружающей среды могут повышать предрасположенность человека в раннем возрасте. Этот ранний жизненный опыт может снизить индивидуальный порог развития психических расстройств и позволить последующим стрессорам легче вызвать расстройства.

Примеры факторов риска включают карательное воспитание ​5​ , жестокое обращение в детстве, физическое или сексуальное насилие 6 и девочки 7 .

Стресс, таким образом, играет двойную роль ​8​ :

  • Ранний стресс оказывает формирующее влияние на детей, повышая их скрытую уязвимость к психологическим расстройствам.
  • Более поздний стресс оказывает провоцирующее или инициирующее влияние, активируя фактическое начало расстройств.

Взаимодействие диатеза и стресса

Согласно модели диатез-стресс, проблемы с психическим здоровьем могут быть вызваны наличием как предрасположенности, так и стресса.

Это правдоподобное объяснение того, почему у одних людей развиваются психические расстройства, когда они сталкиваются со стрессовыми жизненными событиями, а у других нет.

На первый взгляд, эта модель предполагает, что диатез и стресс являются двумя независимыми качествами, которые могут существовать сами по себе без друг друга. В этой ранней версии модели диатез-стресс взаимодействие между уязвимостью и стрессом было четко очерчено: стресс активировал диатез, который, в свою очередь, вызвал начало расстройства ​9​ .

Но в последние годы исследователи обнаружили несколько способов, которыми диатез и стресс могут на самом деле взаимодействовать и влиять друг на друга .

Диатез может вызывать стресс

Одно из возможных взаимодействий между диатезом и стрессом заключается в том, что основная предрасположенность может вызвать стресс или повлиять на него. То есть наличие определенных уязвимостей может увеличить вероятность высокого уровня стресса.

Например, генетическая уязвимость может заставить человека справляться с жизнью таким образом, что создает стресс, которого нормальные люди без этой черты не испытают.

Это двунаправленное влияние можно увидеть у некоторых людей, предрасположенных к депрессивным симптомам. Эти люди могут проявлять раздражительность, усталость и социальную изоляцию. Эти симптомы могут вызвать проблемы в их межличностных отношениях и занятости. Если эти проблемы в конечном итоге приводят к потере близких отношений или работы, то эти переживания становятся стрессорами, катализирующими начало большого депрессивного расстройства ​8​ .

В этом сценарии стресс является не просто случайным событием, а следствием наличия уязвимости.

Другой тип взаимодействия заключается в том, что уязвимости могут изменить восприятие человеком стресса.

Например, уязвимый человек может воспринимать обычный опыт как очень стрессовое событие. Уязвимости по существу вызывают высокий уровень психологического стресса.

Стресс может вызвать диатез

Хотя диатез может привести к стрессу, стресс также может привести к диатезу. Как обсуждалось ранее, стресс окружающей среды может привести к развитию у человека уязвимости.

В гипотезе шрама депрессии первый эпизод большой депрессии человека может привести к формированию негативных моделей мышления. Эти новые модели мышления затем становятся уязвимыми и приводят к более поздним эпизодам депрессии, когда возникают новые стрессовые события ​10​ .

В последние годы ученые обнаружили еще один путь, по которому стрессовые события создают биологическую уязвимость. Они обнаружили, что некоторые факторы окружающей среды могут изменять экспрессию генов посредством эпигенетических процессов. Такие модификации не зависят от генетического состава человека.

Это означает, что даже если человек не рождается с генетической предрасположенностью, определенные экологические или социальные факторы все же могут изменить ДНК человека, создав биологическую предрасположенность.

Модель стресса при диатезе и воспитание детей

Модель стресса при диатезе — это сложная психологическая теория, которая продолжает развиваться по мере того, как ученые продолжают собирать новую информацию. Между тем эта модель помогает объяснить, почему одни дети кажутся более устойчивыми, чем другие.

Теория диатезного стресса объединяет существующие исследования по воспитанию детей, доказывая, что воспитание имеет значение. Отсутствие родительской эмоциональной поддержки, авторитарное воспитание и насилие в семье входят в число факторов риска, которые могут привести к уязвимости детей ​11​ . Дети, выросшие в таких условиях, подвержены высокому риску депрессии и других серьезных психических заболеваний.


Каталожные номера

  1. 1.

    Коричневый AS. Пренатальная инфекция как фактор риска шизофрении. Бюллетень по шизофрении . Опубликовано в Интернете 9 февраля 2006 г .: 200–202. doi: 10.1093/schbul/sbj052

  2. 2.

    Тойокава С., Уддин М., Коенен К.С., Галеа С. Как социальная среда «попадает в сознание»? Эпигенетика на стыке социальной и психиатрической эпидемиологии. Социальные науки и медицина . Опубликовано в Интернете, январь 2012 г. : 67–74. doi:10.1016/j.socscimed.2011.09.036

  3. 3.

    Hertenstein MJ, Dean RS, Patanella D, et al. Диатез-стрессовая модель. В: Энциклопедия детского поведения и развития . Спрингер США; 2011: 502-503. дои: 10.1007/978-0-387-79061-9_845

  4. 4.

    Richters J, Weintraub S. Помимо диатеза: к пониманию сред с высоким риском. В: Рольф Дж., Мастен А.С., Чиккетти Д., Нухтерляйн К.Х., Вайнтрауб С., ред. Факторы риска и защиты при развитии психопатологии . Издательство Кембриджского университета; : 67-96. дои: 10.1017/cbo9780511752872.007

  5. 5.

    Логинова С.В., Слободская HR. Взаимодействия между личностью ребенка и воспитанием в отношении благополучия ребенка: поддержка моделей диатез-стресс и дифференциальной восприимчивости. Передний психол . Опубликовано в сети 3 августа 2021 г. doi:10.3389/fpsyg.2021.558224

  6. 6.

    Маккивер ВМ, Хафф МЭ. Диатезно-стрессовая модель посттравматического стрессового расстройства: пути экологического, биологического и остаточного стресса. Обзор общей психологии . Опубликовано в Интернете в сентябре 2003 г .: 237–250. дои: 10.1037/1089-2680.7.3.237

  7. 7.

    Reinelt E, Stopsack M, Aldinger M, John U, Grabe HJ, Barnow S. Тестирование модели диатез-стресс: 5-HTTLPR, эмоциональное жестокое обращение в детстве и уязвимость к социальному тревожному расстройству. Am J Med Genet . Опубликовано в Интернете 8 марта 2013 г .: 253–261. doi:10.1002/ajmg.b.32142

  8. 8.

    Монро С.М., Саймонс А.Д. Теории диатеза и стресса в контексте исследования жизненного стресса: значение для депрессивных расстройств. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете 1991: 406-425. дои: 10.1037/0033-2909.110.3.406

  9. 9.

    Ingram RE, Luxton DD. Модели уязвимости-стресс. В: Развитие психопатологии: перспектива уязвимости и стресса . Sage Publications, Inc.; 2005:32-46.

  10. 10.

    Роде П., Левинсон П.М., Сили Дж.Р. Меняются ли люди после эпизода депрессии? Еще одна проверка гипотезы рубца. Журнал Аномальной Психологии . Опубликовано в Интернете 1990: 264-271. дои: 10.1037/0021-843x.99.3.264

  11. 11.

    Свирер С.М., Хаймел С. Понимание психологии издевательств: движение к социально-экологической модели диатеза-стресс. Американский психолог . Опубликовано в Интернете 2015: 344-353. дои: 10.1037/a0038929

О Памеле Ли

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет).

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Исследование противоречит диатезно-стрессовой модели психоза

Почему у некоторых людей после травмы возникает психоз, а у других нет? Распространенная теория, объясняющая это, известна как «модель диатез-стресс». Согласно теории, генетический риск («диатез») побуждает человека испытывать психоз, но для его запуска требуются травмирующие события («стресс»).

Но теперь новое исследование в психиатрическом журнале высшего уровня JAMA Psychiatry разоблачило модель диатез-стресс. Исследователи обнаружили, что генетический риск становится менее важно , так как люди переживают более травмирующие события.

Это противоречит предположениям модели. В модели диатез-стресс генетический риск должен быть более важным, когда люди переживают травму. Предполагается, что генетика объясняет, почему из двух человек, переживших травму, только у одного из них развиваются психотические переживания. Исследователи пишут:

«Это важное сообщение о том, что ранние проявления психотических переживаний в подростковом возрасте не так сильно передаются по наследству, особенно в контексте более высокого воздействия окружающей среды».

В отличие от этого, исследователи предлагают биоэкологическую модель, которая «утверждает, что генетические факторы становятся более актуальными в более благоприятных условиях, что приводит к снижению наследуемости в исследованиях близнецов в контексте воздействия окружающей среды».

По существу, исследователи утверждают, что генетика может помочь объяснить, почему у некоторых людей, которые испытывают очень небольшие травмы, развивается психоз.

«Эти результаты согласуются с биоэкологической структурой, которая предсказывает, что более благоприятная среда приведет к более высокой наследуемости», — пишут исследователи. «Наши результаты противоречат пути диатез-стресс к психотическим переживаниям, который предсказывает, что экологические риски запускают генетическую предрасположенность к данному расстройству и, таким образом, приводят к более высокой наследуемости фенотипа в присутствии экологических рисков».

Исследование проводилось совместными усилиями шведских исследователей, в том числе Марка Тейлора из Каролинского института, Себастьяна Лундстрема из Гетеборгского университета и Хенрика Ларссона из Университета Эребру, а также британских исследователей, включая Дэниела Фримена из Оксфордского университета. и Анжелика Рональд из Лондонского университета Биркбек.

Исследователи изучили близнецов в Великобритании и Швеции, чтобы оценить наследуемость психоза. Затем они сопоставили свои выводы с пятью факторами окружающей среды: издевательствами, количеством «зависимых жизненных событий» (общий термин для таких переживаний, как серьезная потеря отношений или наблюдение за преступлением), употреблением каннабиса, употреблением табака и низким весом при рождении.

Исследователи начали с анализа данных британского исследования раннего развития близнецов (TEDS), в котором 4855 пар близнецов в среднем были в возрасте 16,5 лет. Затем они также проанализировали данные исследования близнецов детей и подростков в Швеции (CATSS), в котором 6435 пар близнецов были в среднем 18,6 лет.

Их первое открытие заключалось в том, что травма чрезвычайно предсказывала психоз. Они пишут:

«Большее воздействие факторов риска окружающей среды было связано с большим количеством психотических переживаний».

Это согласуется с предыдущими исследованиями, которые показали, что переживание детской травмы, а не наследственность, связано с психозом.

В этом исследовании наследуемость стала менее важной по мере увеличения риска окружающей среды для специфических переживаний паранойи, когнитивной дезорганизации, грандиозности и ангедонии. Однако для галлюцинаций и «негативных симптомов» наследуемость не менялась в зависимости от воздействия окружающей среды.

Исследователи отмечают, что участники их выборки были молодыми — подростками — потенциально пережившими свой первый психотический опыт. Однако ранние психотические переживания у молодых людей нередки и в большинстве случаев преходящи (они не приводят к более поздним диагнозам шизофрении или других психотических расстройств). Таким образом, это исследование, которое зафиксировало этот ранний опыт, может быть не лучшей оценкой наследуемости полноценных «расстройств».

Фактически, для психотических диагнозов, таких как шизофрения, вполне вероятно, что наследуемость на ниже , чем у этих исследователей. Генетические исследования показали, что генетический риск играет минимальную роль в объяснении шизофрении с предсказательной силой всего 0,5%, что указывает на то, что 99,5% «причины» психоза связаны с факторами окружающей среды, особенно с детской травмой.

В текущей статье исследователи добавляют, что небольшое увеличение вероятности шизофрении по сравнению с населением в целом не очень полезно для прогнозирования.

«У большинства родственников больных шизофренией шизофрения не развивается», — пишут они.

Они предполагают, что хотя наличие члена семьи с шизофренией увеличивает риск психоза для других членов семьи; это также можно объяснить общей средой, а не генетикой.

Мета-анализ, проведенный в 2021 году, развенчал основные биологические гипотезы, продвигаемые в качестве потенциальных причин психоза, — роль дофамина и глутамата — поэтому, даже если наследственность каким-то образом задействована, неясно, по какому биологическому пути она пойдет.


Learn more

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.