Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Обрезание у женщин


Женское обрезание: 200 млн операций, несмотря на запрет

  • Ева Онтиверос
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Около 200 млн девочек и женщин, живущих сейчас на Земле, подверглись чрезвычайно болезненной процедуре женского обрезания (FGM), свидетельствуют данные ООН.

Хотя большинство женщин, перенесших эту калечащую операцию, живут в основном в странах Африки и Ближнего Востока, есть данные о случаях женского обрезания в странах Азии и Латинской Америки. В том числе такие операции проводились в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, заявляет ООН. Почти все эти случаи связаны с жизнью закрытых этнических групп и общин иммигрантов из стран Африки.

ООН призывает положить конец этой практике. 6 февраля объявлен днем нетерпимости к женскому обрезанию.

Женское обрезание может стать причиной серьезных проблем со здоровьем, в том числе и психических проблем. Женщины, подвергшиеся этой процедуре, сталкиваются с тяжелыми негативными последствиями калечащей операции на протяжении почти всей жизни.

"Мне сделали обрезание, когда мне было 11 лет", - рассказывает Бишара Шейх Хамо из Кении.

"Бабушка мне сказала, что обрезание обязательно для каждой девочки, это делает нас чистыми", - рассказывает Бишара. Однако ей не сказали, что из-за женского обрезания у нее будут нарушения менструального цикла, заболевание мочевого пузыря, высокая подверженность рецидивирующим инфекциям, а также что она сможет родить только с помощью кесарева сечения.

Сегодня она выступает против женского обрезания и принимает активное участие в кампаниях против этой практики в ее стране.

Что такое женское обрезание?

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

По данным ООН, даже в Испании в зоне риска находятся 18 тысяч девочек - преимущественно из семей иммигрантов

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Женским обрезанием называют проводимое без медицинских показаний частичное или полное удаление внешних женских гениталий (головки клитора, больших и малых половых губ).

В мировом медицинском и правозащитном сообществах термин "женское обрезание" не используется c 1980-х годов. Обычно эту операцию называют "нанесением увечий женским гениталиям" и "калечащей операцией на женских половых органах".

Омния Ибрагим, блогер из Египта, перенесла эту операцию и говорит, что для нее это было очень болезненным опытом. По ее словам, такая операция очень негативно влияет на личную жизнь и на самоощущение женщины.

"Ты как кусок льда. Ты ничего не чувствуешь, ты не любишь, и у тебя нет желания", - говорит она.

По словам Омнии, она страдает от тяжелых психологических последствий этой операции всю взрослую жизнь. Она говорит, что "тело связано с сексом, а секс - это грех". "Для меня мое тело стало проклятием", - говорит она.

"Я привыкла спрашивать себя: действительно ли ненавижу секс, потому что меня учили бояться этого, или я действительно к нему безразлична?" -говорит Омния.

Подпись к фото,

Бишара пытается защитить других женщин от калечащей операции

По словам Бишары, кроме нее в "операционной" были еще четыре девочки, которым также должны были сделать обрезание.

"Мне завязали повязку на глаза. Связали мне руки за спиной. Мои ноги были раздвинуты, и они сделали разметку для операции", - говорит она.

"Через несколько минут я почувствовала острую боль. Я кричала, орала, но никто не слышал меня. Я попыталась освободиться, но меня крепко держали за ноги", - вспоминает Бишара.

По ее словам, это было душераздирающее воспоминание.

"Это одна из самых жестоких медицинских процедур, и очень негигиеничная. Они использовали одни и те же лезвия, делая операцию нескольким девочкам", - говорит Бишара.

Единственное обезболивающее и заживляющее средство - травы. "Они связали мне ноги, как козленку, и стали натирать меня травами. Затем то же самое сделали и с другой девочкой, и со следующей", - рассказывает Бишара.

Хотя женское обрезание запрещено во многих странах, эту операцию продолжают делать в некоторых регионах Африки, Азии и Ближнего Востока. А также в других странах, где живут общины иммигрантов из стран, где практикуется подобная операция.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Женское обрезание. Что это?

Четыре типа женского обрезания

Тип I. Клитородектомия. Предполагает полное или частичное удаление клитора.

Тип II. Удаление клитора и малых половых губ.

Тип III. Инфибуляция. Операция, при которой отрезаются либо малые половые губы, либо большие, затем плоть сшивается, таким образом закрывается клитор, отверстие уретры и вход во влагалище. Оставляется только небольшое отверстие для мочеиспускания.

Эта практика особенно болезненна и опасна в связи с высоким риском возникновения инфекционного заражения. Фактически часто происходит так, что при такой операции оставляется слишком маленькое отверстие, из-за чего становится невозможен половой акт, также может возникнуть много сложностей при родах, которые будут угрожать как здоровью матери, так и ребенка.

Тип IV. В эту группу объединяются все другие калечащие практики: прокалывание, выскабливание и прижигание клитора или области гениталий.

Зачем делают эту операцию?

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Женщины из народа Масаи (Кения) протестуют против запрета женского обрезания. Они считают, что девушки, которым не смогут сделать эту операцию из-за запрета, не смогут найти мужа

Чаще всего в качестве причины проведения операции называются некие социальные нормы, религиозные убеждения, неправильные представления о гигиене. Это также считается одним из способов сохранить девственность и условием для заключения брака в некоторых культурах.

Иногда женское обрезание становится своеобразным обрядом инициации - вступлением во взрослую жизнь. В ряде стран девушке почти нереально выйти замуж, если ей не сделали эту операцию.

Хотя никакого положительного влияния на здоровье и гигиену такая операция не оказывает, однако в регионах, где практикуется женское обрезание, женщина, не подвергшаяся операции, считается нездоровой, нечистой и неподходящей для брака.

Часто женщинам проводят эту операцию против их воли. Подавляющее большинство врачей во всем мире сходятся во мнении, что эта операция по сути является насилием в отношении женщин и нарушением прав женщин. Кроме того, если принять во внимание, что часто такая операция проводится еще в детском возрасте, то ее можно считать насилием в отношении детей.

Где практикуется женское обрезание?

Поскольку эта тема является фактически табуированной, многие женщины не хотят говорить открыто о том, что они подверглись операции.

Юрист Шарлотта Праудман говорит, что по этой причине число женщин, подвергшихся операции, почти невозможно определить. Также сложность в ведении статистики связана с тем, что в тех странах, где делают эту операцию, девочки часто не посещают школу. Также они еще недостаточно взрослые, чтобы заявить о насилии.

Представленная выше карта была составлена исследовательской организацией The Woman Stats Project на основе данных, которые им самим удалось собрать, а также на основе статистики, представленной ООН и ЮНИСЕФ.

По данным ООН, большая часть операций по женскому обрезанию проводится в 30 странах Африки и Ближнего Востока. Также женское обрезание практикуется в некоторых странах Азии и Латинской Америки. Случаи проведения операции в странах Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии крайне редки и чаще всего относится к небольшим этническим группам или группам иммигрантов из стран, где практикуется обрезание.

Женское обрезание запрещено в Британии. Недавно виновной в нарушении закона была признана живущая в Британии уроженка Уганды, которая позволила сделать обрезание своей трехлетней дочери. Приговор женщине будет вынесен 8 марта.

Во многих странах, где практикуется женское обрезание, под запретом даже обсуждение это темы. Иногда это связано с боязнью услышать критику со стороны "чужих".

В тех странах, где женское обрезание запрещено, эта тема также табуирована, но уже из-за страха подвергнуться преследованию со стороны правоохранительных органов.

Фонд "Правовая инициатива по России" в 2016 году опубликовал доклад, в котором говорилось, что в дагестанских селах продолжают активно практиковать женское обрезание. По данным фонда, процедура женского обрезания сохранилась в основном в труднодоступных поселениях горных и равнинных районов Дагестана.

Как говорили авторы доклада, операции в основном проводятся в кустарных условиях и часто приводят к серьезным психологическим проблемам у девочек и женщин.

При подготовке исследования правозащитники столкнулись с целым рядом трудностей, главной из которых было нежелание местных жителей говорить на эту тему.

Муфтият Дагестана объяснил, что такое женское обрезание

https://ria.ru/20200818/1575935879.html

Муфтият Дагестана объяснил, что такое женское обрезание

Муфтият Дагестана объяснил, что такое женское обрезание - РИА Новости, 15.03.2021

Муфтият Дагестана объяснил, что такое женское обрезание

Муфтият Дагестана дал оценку женскому обрезанию после резонанса в интернете и выпустил фетву — богословское заключение, объяснив, что понимается под процедурой... РИА Новости, 15.03.2021

2020-08-18T14:04

2020-08-18T14:04

2021-03-15T14:26

религия

республика дагестан

религия

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/155639/36/1556393692_0:282:3072:2010_1920x0_80_0_0_4b27a295e2b4bc2d120a742d3a8de97f.jpg

ПЯТИГОРСК, 18 авг — РИА Новости. Муфтият Дагестана дал оценку женскому обрезанию после резонанса в интернете и выпустил фетву — богословское заключение, объяснив, что понимается под процедурой и какие связанные с этим манипуляции делать запрещено.В последний раз эта тема в Дагестане широко обсуждалась в 2016 году. Тогда в прокуратуре региона заявили, что не нашли подтверждения информации о женском обрезании в республике."В последние дни широкий резонанс получила тема женского обрезания. В интернете распространился видеоролик, где неверный ответ на данный вопрос всколыхнул общественное мнение <...> Необходимо указать на то, что женское обрезание, о котором говорят исламские богословы, не подразумевает ни клиторидэктомию (операция по удалению клитора. — Прим. ред.), ни удаление больших или малых половых губ, ни тем более инфибуляцию (операция на гениталиях, создающая препятствия для полового акта. — Прим. ред.)", — сообщается на сайте муфтията Дагестана.Отмечается, что относить вышеперечисленные процедуры к исламу неприемлемо. "Напротив, все вышеперечисленное категорически запрещено в исламе, поскольку пророк сказал: "Не [причиняй] вреда себе и другим". Ученые-богословы подразумевают под женским обрезанием совсем иное. Это удаление небольшой частички клиторального капюшона (крайняя плоть у женщин), который находится над клитором. Делается это в том случае, если у женщины есть лишняя кожа вокруг клитора, иначе женщина уже считается обрезанной", — отмечает муфтият, добавляя, что часть ученых-богословов считают эту процедуру необязательной.Так называемое "женское обрезание" — частичное или полное удаление внешних женских гениталий — практикуется по религиозным или ритуальным мотивам в десятках стран мира, в первую очередь в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. По данным ЮНИСЕФ, операцию перенесли как минимум 200 миллионов женщин, однако поскольку официальная статистика не ведется, эта цифра может быть сильно занижена. При этом "женское обрезание" подвергается резкой критике со стороны врачей, ученых и международных организаций как калечащая операция, имеющая зачастую тяжелейшие последствия для здоровья женщин.

https://ria.ru/20200819/1575992078.html

https://ria.ru/20161214/1483622113.html

https://ria.ru/20190312/1551702206.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155639/36/1556393692_325:230:2748:2048_1920x0_80_0_0_2e7ba2e692068f2c930ebf187222dd92.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

республика дагестан, религия

Религия, Республика Дагестан, Религия

ПЯТИГОРСК, 18 авг — РИА Новости. Муфтият Дагестана дал оценку женскому обрезанию после резонанса в интернете и выпустил фетву — богословское заключение, объяснив, что понимается под процедурой и какие связанные с этим манипуляции делать запрещено.

В последний раз эта тема в Дагестане широко обсуждалась в 2016 году. Тогда в прокуратуре региона заявили, что не нашли подтверждения информации о женском обрезании в республике.

19 августа 2020, 16:11Религия

Муфтий рассказал о практике женского обрезания на Северном Кавказе

"В последние дни широкий резонанс получила тема женского обрезания. В интернете распространился видеоролик, где неверный ответ на данный вопрос всколыхнул общественное мнение <...> Необходимо указать на то, что женское обрезание, о котором говорят исламские богословы, не подразумевает ни клиторидэктомию (операция по удалению клитора. — Прим. ред.), ни удаление больших или малых половых губ, ни тем более инфибуляцию (операция на гениталиях, создающая препятствия для полового акта. — Прим. ред.)", — сообщается на сайте муфтията Дагестана.

Отмечается, что относить вышеперечисленные процедуры к исламу неприемлемо. "Напротив, все вышеперечисленное категорически запрещено в исламе, поскольку пророк сказал: "Не [причиняй] вреда себе и другим". Ученые-богословы подразумевают под женским обрезанием совсем иное. Это удаление небольшой частички клиторального капюшона (крайняя плоть у женщин), который находится над клитором. Делается это в том случае, если у женщины есть лишняя кожа вокруг клитора, иначе женщина уже считается обрезанной", — отмечает муфтият, добавляя, что часть ученых-богословов считают эту процедуру необязательной.

14 декабря 2016, 19:07

Гурцкая объяснила интерес прокуратуры к теме женского обрезания в ДагестанеОбщественница подчеркнула, что необходимо выяснить, является ли эта информация правдой или нет.

Так называемое "женское обрезание" — частичное или полное удаление внешних женских гениталий — практикуется по религиозным или ритуальным мотивам в десятках стран мира, в первую очередь в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. По данным ЮНИСЕФ, операцию перенесли как минимум 200 миллионов женщин, однако поскольку официальная статистика не ведется, эта цифра может быть сильно занижена. При этом "женское обрезание" подвергается резкой критике со стороны врачей, ученых и международных организаций как калечащая операция, имеющая зачастую тяжелейшие последствия для здоровья женщин.

12 марта 2019, 08:00Наука

Запад решил защитить женщин от обрезания. Чем опасен пережиток прошлого?

Что такое калечащие операции на женских половых органах? Ответы на 7 вопросов

 

Каждый год около 4 миллионов девочек во всем мире подвергаются риску проведения калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО), причем большинство девочек обрезают до 15 лет.

Был достигнут значительный прогресс в искоренении этой вредной практики , но нужно больше, и быстро, если мы хотим покончить с этим раз и навсегда.

FGM является нарушением основных прав человека девочек и женщин.


Что такое калечащие операции на женских половых органах?

Калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО) — это процедура, выполняемая женщине или девочке с целью изменения или повреждения ее половых органов по немедицинским причинам. Чаще всего это связано с частичным или полным удалением наружных половых органов. FGM является нарушением основных прав человека девочек и женщин.


Почему это практикуется?

Во многих странах, где совершаются КОЖПО, это глубоко укоренившаяся социальная норма, основанная на гендерном неравенстве, где насилие в отношении девочек и женщин является социально приемлемым.

Причины такой практики разные. В некоторых случаях это рассматривается как обряд посвящения в женщину, в то время как другие видят в этом способ подавить женскую сексуальность. Многие общины практикуют калечащие операции на половых органах, полагая, что это обеспечит девушке будущий брак или честь семьи. Некоторые связывают это с религиозными верованиями, хотя никакие религиозные писания не требуют этого.


Почему калечащие операции на женских половых органах представляют опасность для девочек и женщин?

УЖГ не приносит пользы для здоровья и часто приводит к долгосрочным физическим и психологическим последствиям. Медицинские осложнения могут включать сильную боль, продолжительное кровотечение, инфекцию, бесплодие и даже смерть. Это также может привести к повышенному риску передачи ВИЧ.

Женщины, подвергшиеся калечащим операциям на половых органах, могут испытывать осложнения во время родов, включая послеродовое кровотечение, мертворождение и раннюю неонатальную смерть.

Психологические последствия могут варьироваться от потери девочкой доверия к своим опекунам до продолжительного чувства тревоги и депрессии у женщины.

Прогресс по прекращению FGM должен быть как минимум в 10 раз быстрее, если эта практика должна быть устранена к 2030 году.


Насколько распространены калечащие операции на женских половых органах?

Хотя точное число девочек и женщин во всем мире, подвергшихся КОЖПО, остается неизвестным, этой практике подверглись не менее 200 миллионов девочек и женщин в возрасте 15–49 лет из 31 страны.
 
За последние 30 лет был достигнут значительный прогресс в искоренении этой практики. Молодые девушки во многих странах сегодня подвергаются гораздо меньшему риску стать жертвой УЖГ, чем их матери и бабушки в прошлом.

Однако прогресс не универсален и не достаточно быстр. В некоторых странах эта практика остается такой же распространенной сегодня, как и три десятилетия назад. Более 90 процентов женщин и девочек в Гвинее и Сомали подвергаются той или иной форме калечения или обрезания половых органов.

Прогресс по прекращению FGM должен быть по крайней мере в 10 раз быстрее, если эта практика должна быть ликвидирована к 2030 году.


Как развивается эта практика?

Во многих странах КОЖПО все чаще выполняются подготовленными медицинскими работниками в нарушение клятвы Гиппократа «не навредить». Около 1 из 3 девочек-подростков (15–19 лет), подвергшихся КОЖПО, были обрезаны медицинским персоналом.

Медикаментозная практика не делает ее более безопасной, поскольку она по-прежнему удаляет и повреждает здоровые и нормальные ткани и нарушает естественные функции женского и женского организма.

В некоторых общинах эта практика была скорее загнана в подполье, чем прекращена, что привело к тому, что девочки подвергались резке в более молодом возрасте в условиях большей секретности.

Противодействие этой практике растет. В странах, затронутых КОЖПО, 7 из 10 девочек и женщин считают, что этой практике следует положить конец. За последние два десятилетия доля девушек и женщин в этих странах, которые хотят, чтобы эта практика прекратилась, удвоилась.

Приблизительно 1 из 3 девочек-подростков (15-19 лет), подвергшихся КО, были обрезаны медицинским персоналом.


Что делает ЮНИСЕФ, чтобы остановить калечащие операции на женских половых органах?

Для прекращения КОЖПО требуются действия на многих уровнях, в том числе со стороны семей и сообществ, служб защиты и ухода за девочками и женщинами, законов и политической приверженности на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

ЮНИСЕФ и Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) совместно возглавляют крупнейшую глобальную программу по прекращению КОЖПО. Программа поддерживает законы и политику нулевой терпимости, работая с медицинскими работниками над искоренением калечащих операций на женских половых органах и оказанием помощи женщинам и девочкам, подвергшимся этой процедуре.

Чтобы помочь изменить социальные нормы, мы работаем с местными сообществами, чтобы открыто обсуждать преимущества прекращения КОЖПО и формировать оппозицию этой практике.


Какое влияние оказал ЮНИСЕФ?

С момента создания программы ЮНИСЕФ/ЮНФПА в 2008 году 13 стран приняли национальное законодательство, запрещающее КОЖПО. Программа также предоставила доступ к услугам по профилактике, защите и лечению. Только в 2018 году почти 7 миллионов человек в 19 странах приняли участие в обучении, дискуссиях и социальной мобилизации, направленных на искоренение КО.

 

Женское обрезание: обряд посвящения или нарушение прав?

Женское обрезание, частичное или полное отрезание наружных женских гениталий, веками практиковалось в некоторых частях Африки, как правило, как один из элементов обряда подготовки молодых девушек к женственности и замужеству. Женское обрезание, часто выполняемое без анестезии в септических условиях непрофессионалами, мало знающими анатомию человека или медицину или вообще не знающими их, может привести к смерти или необратимым проблемам со здоровьем, а также к сильной боли. Несмотря на эти серьезные риски, его практикующие рассматривают его как неотъемлемую часть своей культурной и этнической идентичности, а некоторые воспринимают его как религиозный долг.

Однако противники обрезания женских половых органов подчеркивают, что эта практика наносит ущерб здоровью и благополучию женщин. Некоторые считают женское обрезание ритуальной формой жестокого обращения с детьми и насилия над женщинами, нарушением прав человека.

Споры о женском обрезании начались относительно недавно. Об этой практике редко говорили в Африке и мало знали на Западе до второй половины этого века. Однако в 1950-х и 1960-х годах африканские активисты и практикующие врачи привлекли внимание международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), к последствиям женского обрезания для здоровья. Тем не менее, это было не раньше 1979 что было сделано какое-либо официальное политическое заявление: на организованном ВОЗ в Хартуме семинаре по рассмотрению традиционных обычаев, влияющих на здоровье женщин и детей, правительствам были даны рекомендации по искоренению этой практики. 1

В течение следующего десятилетия повсеместное молчание вокруг женского обрезания было нарушено. После встречи африканских женских организаций в Дакаре, Сенегал, в 1984 году для обсуждения женского обрезания и других пагубных культурных обычаев был сформирован Межафриканский комитет против вредных традиционных обычаев (IAC). Имея национальные комитеты в более чем 20 странах, IAC сыграл важную роль в привлечении внимания правительств африканских стран к пагубным последствиям женского обрезания. Кроме того, к борьбе с этой практикой подключились другие женские сети и организации африканских женщин, которые прежде всего занимались такими вопросами, как репродуктивное здоровье, права женщин и юридическая справедливость. Такие группы, как Mandalaeo Ya Wanawake в Кении, NOW в Нигерии и New Woman в Египте, теперь включают в число своих целей ликвидацию женского обрезания.

Частично из-за того, что эти группы представили свежий взгляд на проблему, акцент в обсуждениях женского обрезания сместился в сторону прав человека и репродуктивных прав женщин, а также их здоровья. Международные согласованные заявления и договоры, такие как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка и Африканская хартия прав и благосостояния ребенка, стали включать формулировки, применимые к женскому обрезанию. В этих документах, однако, эта практика не упоминалась напрямую, вместо этого основное внимание уделялось широким категориям, таким как пагубная практика, насилие и нарушения прав. 2

Со сменой акцентов появился новый язык: хотя активисты и врачи продолжали ссылаться на женское обрезание, работая непосредственно с женщинами в обществе, в программных заявлениях и других документах стал использоваться термин «калечащие операции на женских половых органах». Этот термин был использован в первом международном документе, специально посвященном этой практике, в Программе действий, принятой на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире в 1994 году. и призывает правительства «запретить и срочно прекратить эту практику ... везде, где она существует».

В Платформе Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, калечащие операции на женских половых органах были названы как угрозой репродуктивному здоровью женщин, так и нарушением их прав человека. 4 В дополнение к общим рекомендациям Платформа особо призвала правительства «принять и обеспечить соблюдение законодательства против тех, кто практикует и акты насилия в отношении женщин, такие как калечащие операции на женских половых органах…». В частности, стремление включить язык, конкретно осуждающий калечащие операции на женских половых органах, в Платформе возглавляли африканцы.

На этом фоне активности и меняющихся акцентов бедственное положение Фаузии Кассинджи, 17-летней женщины из Того, привлекло внимание общественности в Соединенных Штатах к женскому обрезанию. Что еще более важно, ее дело сыграло важную роль в переопределении этой практики как гендерного насилия, которое может быть основанием для предоставления политического убежища. 5 Кассинджа, бежавшая со своей родины в октябре 1994 года, чтобы избежать брака по договоренности и обрезания гениталий, которое должно было быть частью брачных обрядов, была помещена в центр содержания под стражей после прибытия в Соединенные Штаты по поддельному паспорту и с просьбой о предоставлении убежища. . Через полтора года ее освободили и предоставили убежище после интенсивного освещения ее ситуации в СМИ.

Распространенность

Женское обрезание в настоящее время практикуется как минимум в 28 странах, расположенных в центре Африки к северу от экватора; он не встречается на юге Африки или у арабоязычных народов Северной Африки, за исключением Египта. 6 Женское обрезание распространено среди мусульман, христиан, анимистов и одной иудейской секты, хотя ни одна религия не требует этого. *

Доступность надежных данных о распространенности женского обрезания значительно увеличилась в последние годы: в настоящее время собраны национальные данные в программе Медико-демографического обследования (DHS) для шести стран - Центральноафриканской Республики, Кот-д'Ивуара, Египта, Эритреи, Мали и Судана. В этих странах от 43% до 97% женщин репродуктивного возраста были обрезаны. 7 Внутри стран распространенность может варьироваться в зависимости от этнических групп; в Мали, например, где общая доля женщин, подвергшихся обрезанию, составляет 94%, только 17% женщин этнической группы тамачек были обрезаны.

Оценки для других стран, как правило, основаны на местных опросах или неофициальной информации. Оценочная доля женщин, подвергшихся обрезанию в этих странах, колеблется от 5% в Уганде и Конго (ранее Заир) до 9%.8% в Джибути и Сомали. 8 Как из-за больших различий в распространенности среди социальных и демографических подгрупп, так и из-за ограниченности данных эти цифры следует интерпретировать с осторожностью.

Виды обрезания

Хотя обрезание может быть выполнено в младенчестве, в подростковом возрасте или даже во время первой беременности женщины, эта процедура обычно проводится девочкам в возрасте от четырех до 12 лет. В странах, по которым имеются данные МДИ, средний возраст при иссечении колеблется от менее двух месяцев в Эритрее до примерно шести лет в Мали и почти 10 лет в Египте. Операция обычно выполняется традиционной акушеркой или акцизный налог , пожилая женщина из села.

Существует три основных типа эксцизии половых органов, хотя практика широко варьируется. При первом типе клиторидэктомии ампутируется часть или весь клитор, а при втором (часто называемом иссечением) удаляются как клитор, так и малые половые губы. Инфибуляция, третий тип, является наиболее тяжелой: после иссечения клитора и малых половых губ большие половые губы разрезаются или соскабливаются, чтобы создать необработанные поверхности, которые удерживаются в контакте до тех пор, пока они не заживут, либо путем сшивания краев половых губ. ранение или связывание ног вместе. Когда раны заживают, рубцовая ткань соединяется с половыми губами и покрывает уретру и большую часть входа во влагалище, оставляя отверстие размером со спичку для прохождения мочи и менструальной крови. 9

Общая доля женщин, подвергшихся каждому типу обрезания, неизвестна, хотя клиторидэктомия, по-видимому, является наиболее распространенной процедурой. По оценкам, около 15% всех обрезанных женщин подвергались инфибуляции, хотя примерно 80-90% всех обрезаний в Джибути, Сомали и Судане относятся к этому типу. 10

Последствия обрезания

В условиях, при которых женское обрезание обычно проводится в Африке, даже менее обширные виды обрезания гениталий могут привести к потенциально смертельным осложнениям, таким как кровотечение, инфекция и шок. Неспособность мочиться из-за боли, отека и воспаления после операции может привести к инфекции мочевыводящих путей. Женщина может страдать от абсцессов и болей из-за поврежденных нервных окончаний еще долго после того, как первоначальная рана зажила.

Инфибуляция особенно часто вызывает долговременные проблемы со здоровьем. Поскольку отверстие уретры закрыто, повторные инфекции мочевыводящих путей являются обычным явлением, а камни могут образовываться в уретре и мочевом пузыре из-за обструкции и инфекции. Если отверстие очень маленькое, менструальные выделения могут быть заблокированы, что приведет к инфекциям половых путей и снижению фертильности или бесплодию. Одно раннее исследование показало, что 20-25% случаев бесплодия в северном Судане могут быть связаны с инфибуляцией. 11

Без деинфибуляции перед родами могут возникнуть затрудненные роды, вызывающие опасные для жизни осложнения как для матери, так и для ребенка. Поскольку рождаемость высока во многих странах, где практикуется инфибуляция, шрам от инфибуляции у женщины может быть разрезан и зашит повторно много раз в течение ее репродуктивного возраста.

Кроме того, ампутация клитора и других чувствительных тканей снижает способность женщины испытывать сексуальное удовольствие. Для инфибулизированных женщин завершение брака, вероятно, будет болезненным из-за маленького входа во влагалище и недостаточной эластичности рубцовой ткани, которая его образует. Могут возникнуть разрывы и кровотечения, или, возможно, придется разрезать инфибуляционный рубец, чтобы обеспечить проникновение.

Инфибуляция может сделать половой акт неудовлетворительным как для мужчин, так и для женщин: В исследовании 300 полигамных суданских мужчин, у каждого из которых была одна жена, которая была инфибулирована, и одна или несколько не, 266 выразили определенное сексуальное предпочтение неинфибуляции. жена; кроме того, 60 сказали, что они женились на второй жене без инфибуляции из-за трудностей с проникновением, которые они испытывали со своей первой женой, чье рубцовое отверстие влагалища становилось все более неэластичным после каждых родов. 12 В таких условиях может произойти расторжение брака, особенно если нарушена фертильность женщины. В Судане, например, одно исследование показало, что женщины с инфибуцией почти в два раза чаще, чем другие женщины, имеют более низкую фертильность и более чем в два раза чаще разводятся. 13 Таким образом, практика, которая оправдывается тем, что девочки выдаются замуж и защищают их фертильность, на самом деле может увеличить риск расторжения брака и субфертильности.

Учитывая медицинские осложнения и связанные с ними последствия женского обрезания, почему эта практика продолжается? Во-первых, неясно, как часто возникают такие проблемы, поскольку существует мало данных, а те, которые доступны, получены из небольших исследований или основаны на самоотчетах. Во-вторых, в обществах, где мало женщин остаются необрезанными, проблемы, связанные с женским обрезанием, вероятно, рассматриваются как нормальная часть жизни женщины и могут даже не ассоциироваться с обрезанием. Однако наиболее важные причины, вероятно, кроются в социальных и экономических условиях жизни женщин.

Социальный контекст

Женское обрезание является неотъемлемой частью общества, которое его практикует, где дана патриархальная власть и контроль над женской сексуальностью и плодовитостью. В сообществах, где место человека в обществе определяется родословной, прослеживаемой по отцу, женское обрезание снижает неопределенность, связанную с отцовством, препятствуя или предотвращая сексуальную активность женщин вне брака. Хотя общества, практикующие обрезание, во многом различаются, большинство девочек получают мало образования и ценятся в первую очередь за их будущую роль источников труда и производителей детей. В некоторых общинах семья будущего мужа платит выкуп за невесту семье невесты, давая его семье право на ее труд и ее детей; она сама не имеет ни права, ни контроля над ними.

Девственность девушки может считаться важной для способности ее семьи устроить ее брак и получить выкуп за невесту, а также для семейной чести. В Сомали, например, семья будущего мужа может иметь право осматривать тело невесты перед свадьбой, а матери регулярно проверяют своих зараженных дочерей, чтобы убедиться, что они все еще «закрыты». 14 В этом контексте родители рассматривают как инфибуляцию, так и ранний брак как средства обеспечения того, чтобы их дочь оставалась «чистой» и, следовательно, достойной выкупа за невесту.

Во многих культурах на семьи, сопротивляющиеся соблюдению традиции женского обрезания, оказывается сильное социальное давление. В Мане, городе во внутренних районах Кот-д'Ивуара, необрезанная девушка из племени якуба не считается пригодной для брака. 15 Среди самбуру в Кении, которые считают необрезанных девочек нечистыми, неразборчивыми в связях и незрелыми, девочек обычно обрезают в возрасте 14 или 15 лет, как правило, непосредственно перед замужеством. Девушка, у которой есть младший брат, может пройти обрезание, если она останется незамужней к позднему подростковому возрасту, поскольку обычай требует, чтобы мальчик, у которого есть необрезанная старшая сестра, не мог быть посвящен в класс воинов. 16

Стремление девочек соответствовать нормам сверстников может вызвать у них желание пройти обрезание, поскольку сверстники могут дразнить и смотреть на тех, кто не обрезан. Кроме того, ритуальная резка часто является частью церемоний, на которых девушек чествуют и осыпают подарками, а их семьи почитают. Желания девушки в любом случае часто не имеют значения; именно ее семья - часто отец или старшие родственницы женского пола - решают, будет ли она подвергаться обрезанию. По словам одного отца из Якубы, «у [моей дочери] нет выбора. Я решаю. Ее точка зрения не важна». 17

Действительно, у девушек очень мало выбора. Учитывая их возраст и отсутствие у них образования и ресурсов, они зависят от своих родителей, а затем и от мужа в удовлетворении основных жизненных потребностей. Те, кто сопротивляется, могут быть зарезаны силой. Если они остаются необрезанными и поэтому их семьи не могут устроить брак, они могут быть изгнаны без каких-либо средств к существованию.

Из-за отсутствия выбора и сильного влияния традиций многие девушки принимают обрезание как необходимую и даже естественную часть жизни и принимают обоснования его существования. Из пяти стран, по которым имеются данные DHS о мнении женщин в отношении обрезания, Центральноафриканская Республика является единственной, в которой большинство выступает за прекращение операции. 18 Респонденты МДИ приводят различные доводы в пользу продолжения этой практики, включая сохранение девственности до брака, верность после брака, повышение сексуального удовольствия мужа, повышение фертильности, предотвращение младенческой и детской смертности, чистоту и религиозные требования, но традиция, безусловно, является наиболее часто упоминаемой причиной.

Как показывают эти данные, женщины сами участвуют в сохранении практики обрезания женских половых органов. Данные об отношении мужчин были собраны только в Эритрее и Судане. Данные DHS по Эритрее показывают, что мужчины несколько чаще, чем женщины, выступают за прекращение полового акта, и что мужчины, которые считают, что эту практику следует прекратить, примерно в два раза чаще, чем их коллеги-женщины, ссылаются в качестве причин на медицинские осложнения и отсутствие сексуального удовлетворения. 19 Исследование, проведенное в 1981 году в Судане, показало, что мужчины несколько чаще, чем женщины, считают, что обрезание женских половых органов следует продолжать, но в два раза реже, чем женщины, предпочитают инфибуляцию. 20

Работа ради перемен

Попытки искоренить женское обрезание часто оказывались безуспешными, поскольку противники этой практики игнорировали ее социальный и экономический контекст. В некоторых случаях вмешательство извне укрепило решимость общин продолжать свои ритуалы обрезания гениталий как способ сопротивления тому, что они считают культурным империализмом.

В эпоху колониального господства в Африке некоторые правительства пытались запретить женское обрезание и встречали сопротивление. В Судане, когда в 1946 году должен был быть провозглашен закон, запрещающий инфибуляцию, многие родители бросились к акушеркам, чтобы сделать инфибуляцию своим дочерям на случай, если позже это станет невозможным. Когда некоторых акушерок арестовали за обрезание, вспыхнули антиколониальные протесты. Британское колониальное правительство, опасаясь массовых националистических восстаний, подобных тем, что произошли в Египте и Кении, в конце концов оставило закон без соблюдения. 21

Совсем недавно подобные негативные реакции вызвали призывы к действию со стороны западных феминисток и правозащитников. Африканские женщины восприняли многие из этих усилий как снисходительные и унизительные по отношению к их культуре. По словам одной инфибьютивной сомалийской женщины: «Если сомалийские женщины изменятся, это будет изменение, сделанное нами, среди нас. Когда они приказывают нам остановиться, скажите нам, что мы должны делать, это оскорбительно для чернокожего человека или Мусульманин, который верит в обрезание. Советовать хорошо, но не приказывать». 22

Во многих западных публикациях, посвященных женскому обрезанию, один антрополог отмечает: «Африканские женщины... изображаются аберрантами, в то время как неповрежденные западные женщины утверждают свою сексуальность как норму». 23 Тем не менее, как отмечает Нахид Тубиа, западные женщины также подвергают себя ненужным с медицинской точки зрения и опасным процедурам, таким как косметическая хирургия и установка грудных имплантатов, чтобы повысить свою сексуальную привлекательность. 24

Резкая реакция на изображения культур, практикующих женское обрезание, как диких, насильственных и жестоких по отношению к женщинам и детям, привела к новым подходам к проблеме. Некоторые международные организации, выступающие против этой практики, поддерживают местные группы активистов финансированием, обучением и техническими знаниями вместо того, чтобы выбирать прямое участие. Были предприняты многочисленные проекты по искоренению женского обрезания, хотя ни один из них не включал строгие оценки для определения их успеха. Типичны следующие подходы:

* Общественное образование . Общенациональное исследование, проведенное в 1985–1986 годах Национальной ассоциацией нигерийских медсестер и акушерок, показало, что женское обрезание практиковалось во всех штатах и ​​что в пяти из тогдашних 11 штатов было обрезано не менее 90% женщин. В ответ на эту информацию организация разработала кампанию по искоренению при поддержке Population Action International и Программы соответствующих технологий в здравоохранении. В рамках проекта медицинские работники обучались тому, как информировать людей о пагубных последствиях женского обрезания, а также работать через религиозные организации, женские организации и социальные клубы, чтобы мобилизовать сообщества против этой практики. 25

* Альтернативные ритуалы . В 1996 году организация Maendeleo Ya Wanawake осуществила пилотный проект в округе Меру в Кении по разработке альтернативного ритуала инициации. Около 25 пар мать-дочь приняли участие в шестидневном тренинге, который включал информацию о последствиях женского обрезания и о том, как защитить свое решение не обрезаться. Кульминацией встречи стало празднование совершеннолетия, запланированное сообществом, за исключением обрезания, но с подарками и специальными футболками для посвященных, сценками и «книгами мудрости», подготовленными родителями каждой девочки. 26

* Драма . В Буркина-Фасо директор местной театральной труппы на основе опыта своей племянницы разработал пьесу о последствиях женского обрезания; пьеса ориентирована в первую очередь на мужчин. Грант от Исследовательской и информационной сети по телесной неприкосновенности женщин (RAINBO) позволил ему снять пьесу на видео и показать ее по всему региону. 27

Перспективы на будущее

Имеющиеся данные мало свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем практика женского обрезания существенно сократится. Центральноафриканская Республика, где распространенность умеренная, является единственной страной, в которой, по-видимому, наблюдается неуклонное снижение заболеваемости. Молодые женщины в Кот-д'Ивуаре, Египте, Эритрее и Мали, как представляется, не реже, чем пожилые женщины, подвергались обрезанию. В Судане, единственной стране, по которой можно проводить лонгитюдные сравнения, распространенность, по-видимому, несколько снизилась, с 9от 6% до 89%, между Обследованием рождаемости в Судане 1978-1979 гг. и DHS Судана 1989-1990 гг. 28 Тем не менее, данные МДИ не указывают на какие-либо различия между молодыми и пожилыми женщинами.

Несмотря на общее отсутствие изменений в процентном соотношении девочек, подвергшихся обрезанию, в некоторых странах, похоже, происходят изменения в отношении и практике. В Эритрее, например, женщины и мужчины моложе 25 лет гораздо чаще, чем те, кому за 40, считают, что эту традицию следует прекратить. В Судане, где подавляющему большинству женщин традиционно вводили инфибуляцию, наблюдается небольшой сдвиг в сторону клиторидэктомии. 29

Учитывая несоблюдение большинства законов, запрещающих женское обрезание, неясно, эффективен ли чисто правовой подход сам по себе. В то время как законодательство может иметь принудительную силу в странах, где лишь небольшое меньшинство придерживается этой практики, это маловероятно в случае, когда традиции следует большинству. Как указывает Тубиа, «Четкие политические декларации правительства и профессиональных организаций необходимы для того, чтобы послать сильный сигнал неодобрения, но если большинство общества все еще убеждено, что калечащие операции на женских половых органах служат общему благу, юридические санкции, которые обвиняют практикующих врачей и семьи может быть контрпродуктивным». 30 В таких странах, по ее мнению, кампании по информированию общественности и консультирование семей о влиянии этой практики на детей могут быть более полезными.

Существенные изменения могут произойти только при улучшении положения женщин в обществе. По словам Рогая Абушараф, «выйти замуж и родить детей, что на первый взгляд отвечает гендерным ожиданиям и репродуктивному потенциалу женщин, на самом деле является стратегией выживания в обществе, страдающем от бедности, болезней и неграмотности.... Социально-экономическая зависимость женщин от мужчин влияет на их реакцию на женское обрезание». 31

Эта точка зрения подтверждается данными МДИ: в большинстве стран женщины с более высоким уровнем образования и те, у кого есть собственный доход, реже, чем другие женщины, подвергались обрезанию, а также реже подвергались обрезанию. обрезали своих дочерей. Как комментирует Тубия, «это единственное нарушение прав женщин нельзя [устранить], не поместив его в контексте усилий по устранению социальной и экономической несправедливости, с которой женщины сталкиваются во всем мире. Если женщин рассматривать как равноправных и ответственных членов общества, ни один аспект их физической, психологической или сексуальной неприкосновенности не может быть скомпрометирован». 32

Footnotes

*Хотя женское обрезание часто связывают с исламом, в Африке оно предшествовало исламу. Ни Коран, первоисточник исламского права, ни «хадисы», сборники изречений Пророка Мухаммеда, не содержат прямого призыва к практике (см.: ссылка 6). Согласно этим устным рассказам, когда Мухаммеда спросили, что он думает о женском обрезании, он сказал своим последователям «обрезать, но не разрушать (клитор), потому что неразрушение было бы лучше для мужчины и заставило бы лицо женщины сиять. " Однако исламские священнослужители разделились: одни активно поддерживают эту практику, а другие выступают против нее.

Ссылки

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Хартумский семинар по традиционной практике, влияющей на здоровье женщин и детей, Хартум, Судан, 1979 г.

2. Организация африканского единства, Африканская хартия прав и «Благополучие ребенка», 1990 г., статья 24(3).

3. United Nations (UN), Report of the International Conference on Population and Development , New York, 1994.

4. ООН, Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин , Нью-Йорк, 1995.

5. К. В. Даггер, «Тело беженца не повреждено, но ее семья разорвана», New York Times , , 11 сентября 1996 г., стр. A1, B6-B7.

6. Н. Тубиа, Калечащие операции на женских половых органах: призыв к глобальным действиям, RAINBO, Нью-Йорк, 1995.

7. Р. Ндамобисси, Г. Мбуп и Э.О. Nguélébé, Enquête Demographique et de Santé, République Centrafricaine, 1994-95, Direction des Statistiques Démographiques et Sociales, Банги, Центральноафриканская Республика, и Macro International, Calverton, Md., USA, 1995; N'Cho Sombo et al., Enquéte Demographique et de Santé, Côte d'Ivoire, 1994, Institut National de la Statistique, Abidjan, Côte d'Ivoire and Macro International, Calverton, Md., USA, 1995; F. El-Zanaty et al., Egypt Demographic and Health Survey 1995, National Population Council, Cairo, and Macro International, Calverton, Md. , USA, 1996; Исследование демографии и здоровья в Эритрее, Национальное статистическое управление, Асмэра, Эритрея, и Macro International, Калвертон, штат Мэриленд, США, 1997 г.; S. Coulibaly et al., Enquête Demographique et de Santé, Мали, 1995-1996 гг., Direction Nationale de la Statistique et de l'Informatique, Бамако, Мали, и Macro International, Calverton, Md., USA, 1996; и Суданское демографическое и медицинское обследование, 1989/1990, Министерство экономического и национального планирования, Хартум, Судан, и Macro International, Калвертон, Мэриленд, США, 1991.

8. Н. Тубиа, 1995, указ. цит. (см. ссылку 6).

9. ВОЗ, Калечащие операции на женских половых органах: отчет технической рабочей группы ВОЗ, Женева, 1996 г.

10. Там же.

11. А.З. Мустафа, «Женское обрезание и инфибуляция в Судане», Journal of Obstetrics and Gynecology of the British Commonwealth, 73: 302-306, 1966.

12. A.A. Шандалл, «Обрезание и инфибуляция женщин», 9.0124 Суданский медицинский журнал, 5: 178-212, 1967.

13. Д. Балк, «Брак и фертильность в Северо-Восточной Африке: какую роль играет женское «обрезание»?» неопубликованная рукопись, 1997 г.

14. А. Варсаме, «Социальные и культурные последствия инфибуляции в Сомали», в Женское обрезание: стратегии достижения изменений, Труды Международного семинара по женскому обрезанию, Итальянская ассоциация Женщины в развитии, Рим, 1989; и В.Л. Барнс и Дж. Бодди, Аман: история сомалийской девушки, Кнопф, Торонто, 1994.

15. К. В. Даггер, «Африканская ритуальная боль: генитальная резка», New York Times, , 5 октября. , 1996, стр. A1 и A6.

16. Дж. К. МакКинли-младший, «На церемонии в Кении брат и сестра болезненно вступают во взрослую жизнь», New York Times, , 5 октября 1996 г., с. А6.

17. C.W.Dugger, 1996, op. цит. (см. ссылку 15).

18. Р. Ндамобисси, Г. Мбоуп и Э.О. Нгелебе, 1995, соч. цит. (см. ссылку 7).

19. Медико-демографическое обследование Эритреи, , 1997 г., op. цит. (см. ссылку 7).

20. Э.-Х. Хейр, С. Кумар и А.Р. Кросс, «Женское обрезание: отношение и практика в Судане», в Proceedings of the Demographic and Health Surveys World Conference, Вашингтон, округ Колумбия, 1991, Vol. 3, Колумбия, Мэриленд, США, 1991, стр. 169.7-1717; и А. Эль Дарир, Женщина, почему ты плачешь? Zed Books, London, 1982.

21. Дж. Бодди, личное сообщение, 26 мая 1997 г.

22. В.Л. Барнс и Дж. Бодди, 1994, соч. цит. (см. ссылку 14).

23. Дж. Бодди, «Воплощение насилия? Женское обрезание, гендерная политика и культурная эстетика», в ред. Р. Добаша и Р. Добаша, Rethinking Violence Against Women, Sage, Thousand Oaks, Calif . (под давлением).

24. Н/Д Тубия, 1995, соч.


Learn more

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.