Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Звуки работающей глотки


Техническая структура воспроизведения звукообразов. Комплекс из 26 упражнений.

Звукообраз А. широкий, распевный, грудной, тональный звук. Импровизируется состояние раздолья, удали, праздника бытия. Ненапряженное положение тела, округлые, плавные движения, широкое разведение рук, активное грудное дыхание полной грудью. ИП (исходное положение): осанка прямая, голова поднята. При произнесении его ротовая полость расширяется. Рот широко открыт, язык в состоянии покоя, (плавный выдох)-струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. Губы -в положении нейтральном. В артикуляции — легкий, эмоциональ­но расслабляющий звук. Образуется с участием голосовых связок. Игровой образ «растягиваем меха гар­мошки" (широкое легкое округлое разведение рук, плавный, целе­направленный выдох). Снимает напряжение, улучшает настроение. Исходное положение -ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки, согнутые в локтях, поднимаются до уровня груди. Полусогнутые пальцы рук слегка соприкасаются тыльными поверхностями концов пальцев. После обсуждения психо-эмоционального образа, движения , дыхания, цвета звука, по команде «пожалуйста» , воспроизводим жест широкого легкого округлого разведения рук от середины груди в стороны -сначала на уровне чуть выше плеч, постепенно мягко поднимая, ладонями вверх. Движения сопровождает грудное дыхание; грудная клетка заметно расширяется. Набор воздуха и движение его -бессознательны и незаметны. В данном упражнении стимулом к движению и типу дыхания является объединяющее ощущение праздника, внутренней гармонии. При выполнении упражнения дыхание становится более легким и свободным. В груди появляется приятное тепло. Рождается ощущение психологического комфорта. Повторяем 3 раза.

Звукообраз Б. И.П. (исходное положение) — из положения стоя приседаем, согнув колени и опустив на них руки. Делаем размеренные неспешные движение «гусиный шаг», опираясь руками на колени при каждом шаге — движении. Входим в образ «выполнения задания». Воспроизводим ритм неспешного, последовательного, настойчивого, сосредоточенного действия. Неспешность действия и синхронность движений вызывают чувствование раскованности и оптимизма, уверенности в себе. Звук Б-выталкиваемый и произносится он отрывисто, сопровождаемый серией коротких активных диафрагмальных выдохов. Движение в полуприсяде усложняет выполнение толчкообразного выдоха и активизирует работу диафрагмы. Тренируется состояние внутренней мобилизации. При выполнении упражнения появляется приятное тепло в области живота и чувство повышения тонуса. Звук — губо-губной, смычно-взрывной, ударный, шумовой, произносится при смыкании и размыкании губ, образующих преграду. Эта смычка взрывается выходящей изо рта воздушной струей.

Звукообраз В. И.П. — устойчивая поза, ноги на ширине плеч. Обсуждается образ зимнего снегопада, вьюги за окном, за которой мы с интересом наблюдаем из теплой комнаты, как за явлением стихии, безопасном для нас. Импровизируя, воспроизводим образ вьюги и ветра, качающего ветви и верхушки деревьев. Наклоняясь, опускаем руки вниз и гибко покачиваем опущенными руками вначале внизу, у пола, поднимаясь как бы по ступеням все выше и выше, а затем также последовательно опускаясь и задерживаясь где-то в состоянии среднего подъема. Движения рук-широкие, размашистые, плавные, ненапряженные. Интонация ведущего и спокойные плавные движения позволяют прочувствовать состояние защищенности, кротости, смирения. Движения сопровождаются воспроизведением длительного выдоха с сопротивлением, варьирующего по силе. Сопротивление создается прохождением воздуха через узкую щель, при неполном смыкании нижней губы и верхних зубов.При произнесении — ощущение щекотания губ на выдохе. Сопротивление дыханию также позволяет прочувствовать силу стихии и возможность ее преодоления. В результате выполнения упражнения достигается состояние успокоения и чувство автоматизма дыхательного цикла. Звук — губо-зубной, смычно-щелевой, протяжный на длительном выдохе, варьирующий по силе. Игровой образ: вьюга за окном.

Звукообраз Г. Все участники образуют круг. И.П. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Обсуждается образ сверкнувшей в небе молнии. Предлагается всем синхронно и одновременно выбросить вперед правую руку , направленную в круг, навстречу друг другу и обменяться энергией. Движение руки должно быть быстрое, мягкое, проворное, энергоемкое- — не резкое и отрывистое, а тоническое, слитное, начинающееся от плеча. Пальцы руки мягко сомкнуты в кулак, а большой палец направлен вверх. Движение сопровождается сильным насыщенным толчкообразным направленным грудо-диафрагмальным выдохом, импульсом и водителем интенсивности которого которого является сочетание звуков «Га! «.После выполнения упражнения появляется ощущение заряженности энергией, состояние волевой готовности и чувство волевой биологической поддержки. Звук отрывистый, выталкиваемый, смычно-взрывной, заднеязычный. Игровой образ—гозы, блеснувшей молнии в весенний день.

Звукообраз Д. И.П. — ноги на ширине плеч. Обсуждаются знакомые природные ритмы—падающие солнечные лучи, дождевая капель, игра света и тени, ритмичный стук дятла и другие. В этом упражнении прослеживается ритмичная организованность пространства бытия, места, времени, действия и физиологическая целесообразность этого. С целью воспроизведения состояния проводится упражнение для ног. Слегка приподнимаются пяточки , которыми ритмично и упруго «отстукивают» на полу звук Д. В этом движении ног участвует все тело, направляющее и поддерживающее движение и вбирающее ощущение ритма. Выдох-ступенчатый, задержанный при каждом движении, ритмичный, диафрагмальный. Движения ног, тела и дыхание-синхронны. Психо — эмоциональное звучание: стабилизация состояния, сосредоточение только на ритме, отключение потока мыслей. После выполнения упражнения остается физическое ощущение внутреннего ритма и стабильности стереотипов. Звук — упорядочивающий, задающий ритм, смычно-взрывной, щелевой, передне-язычный. Кончик языка многократно барабанит по альвеолам. Игровой образ — «настойчивый луч, глубоко проникающий и оживляющий».

Звукообраз Е. Исходное положение — руки перед грудью, согнуты в локтях. Положение тела расслабленное, плечи опущены. Игровой образ—«полет семян одуванчиков (парашютиков)». Руки мягко разводятся в стороны и совершают волноообразные, плавно-хаотичные, не синхронные движения по вертикали и горизонтали, тип движения — свободные, сглаженные, мягкие, на воздушной волне. Дыхание соответствует движениям: тонкое, незаметное. Его сопровождает ощущение расслабления, отзвука тонких материй, сопровождаемое чувством умиления, легкости, зыбкости. Цвет звука — спокойный, оливковый. Звук тональный, тонкий, негромкий, с участием голосовых связок и передней части языка, положение губ — в улыбке. Это звук тонких материй, неустойчивости, парения, ласковый промежуточный звук.

Звукообраз Ж. И.П. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Игровой образ — «ловим майского жука». Разводим руки в стороны и очень медленно , с напряжением, сближаем их ладонями навстречу друг другу. При приближении на расстояние 30 см сбрасываем напряжение и делаем расслабленный хлопок в ладоши. Создается контраст напряжения и расслабления. Эти движения сопровождает длительный выдох с сопротивлением и вибрацией, заканчивается коротко и спокойно. В осторожных движениях—ощущение напряженного ожидания.Собранные компактные жесты сопровождаются массажем внутренних органов и вибромассажем грудных мышц. Цвет звука черно-коричневый. Звук — жужжащий, щелевой, передне-язычный. Вибрируют голосовые связки.

Звукообраз З. И.П. — ноги на ширине плеч, руки разведены широко в стороны на уровне груди. Игровой образ — блаженства на солнечной поляне летом. Волнообразным гибким движением в плечевых, локтевых, лучезапястных , суставах пальцев рук постепенно и незаметно сдвигаем руки до появления ощущения контуров собственного энергетического биополя. Далее своими движениями мы идем вдоль контуров энергетического шара с разных сторон. Движения кистей и пальцев рук должны быть осторожными , чуткими , тонкими, прислушивающимися. Тип дыхания — тонкий, пассивный, мягко вибрирующий, затяжной выдох. Ощущение состояния созерцательности, гармонии, надежды сопровождается чувством легкости и отдыха. Цвет звука — переливающийся золотистый. Звук — мягко звенящий, щелевой, передне — язычный. Сопровождается вибромассажем голосовых связок и диафрагмы.

Звукообраз И. И.П. — устойчивая поза, ноги на ширине плеч, плечи приподняты, руки согнутые в локтях, направлены кистями вниз, свободно болтаются . Осуществляются синхронные раскачивающиеся движения согнутых рук от локтей вперед и назад . Им сопутствует серия коротких синхронных движений выдохов. Упражнение сопровождается ощущением эмоциональной вовлеченности , дружелюбия, имитации неоднозначного действия . Игровой образ — смех резвящегося ребенка , ржание жеребят. Цвет звука — синий. Звук — варьирующий по силе, с участием передней части языка и голосовых связок, щелевой, грудо — диафрагмальный. Положение губ в улыбке, углы рта вытянуты. Сопровождается вибрацией голосовых связок, глотки, гортани, дрожанием языка, массажем диафрагмы. По эмоциональному звучанию — поющий на разных высотах звук — имитатор, звук смеха, поддразнивания, соединения.

Звукообраз К. И.П. — стоя, слегка расставив ноги и опустив руки, приподняв подбородок. Игровой образ — капели, тающей сосульки в теплый мартовский день. Внимание сосредоточено на мимике и артикуляции. Дается разъяснение, что при произнесении звука язык поднимается к небу и мягко отрывисто опускается вниз( как капель) Капля с сосулек тоже наливается водой и, мягко отрываясь, бесшумно падает. Тип артикуляционных движений — быстрые, объемные, отрывистые, бесшумные. Дыхание -незаметное, ненапряженное, на длительной фазе задержки выдоха. Предлагается почувствовать ощущение прохлады и свежести в области лица, рассеянного внимания и самоуглубления. Выполнение упражнения вызывает чувство самоласкания, внутреннего мурлыкания (психологическое поглаживание). Цвет звука — сиреневый. Звук — мягкий, по артикуляции отрывистый, объемный, задне-язычный, смычно-взрывной. Внимание в упражнении — на речевых органах. Мимика и артикуляция — спокойная.

Звукообраз Л. И.П. — ноги на ширине плеч, опущенные вниз руки разводятся в стороны и поднимаясь легко нажимают на область живота в стороны от пупка. Это тип активного тонического движения рук, сопровождаемого втягиванием живота до появления тепла. Можно воспроизводить его, подняв руки до уровня лица и имитируя ладонями жест поддержания снизу, обхватывания и приподнимания дорогой чаши. Звук длится до появления ощущения тепла в груди. Выдох — длящийся, вибрирующий, активный. Вызывается ощущение состояния наполненности жизненными силами , ликующей бодрости. Игровой образ — чаша с драгоценным напитком. Цвет звука — оранжевый. Звук — протяженный, сонорный, передне — язычный, смычно-проходной. Губы нейтральны, раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние резцы или их десны. Форма языка напоминает седло. (кончик и задняя стенка спинки подняты, передняя и средняя часть спинки опущены). Мягкое небо закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки напряжены, вибрируют. Между боковыми краями языка и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя. Произносится с участием диафрагмы, с вибрацией голосовых связок.

Звукообраз М. Образ психологического состояния — играющая радуга на небе. Исходное положение — удобно стоя, чуть расставив ноги и опустив вниз слегка отведенные от тела руки с раскрытыми и напряженными пальцами — антеннами, начинаем тоническое движение с вибрацией, впитывая пальцами энергию космоса. При протяжном произнесении сочетания звуков ОМ-М медленно нарастает тоническое ощущение. Вибрация и гудение тела сопровождается чувством переполнения энергией. Когда ощущение насыщения силой и энергией станет полным, руки спонтанно взмываются вверх в сопровождении ликующего короткого выдоха «взлет!». Дыхание звукообраза — активное, длительное, задержанное на фазе вибрационного выдоха через нос. Действие сопровождается ощущением саморастворения, слияния с природными силами, обмена и подпитывания солнечной космической энергией. Игровой образ — мощный взлет космической ракеты. Цвет звука — белый. Звук — сонорный, резонаторный, дрожащий, губо — губной, смычно-проходной. Широкий передний край языка — за верхними зубами, поднят к альвеолам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. Воздушная струя при выходе попадает на напряженный кончик языка и колеблет его. Вибрация образуется колебаниями кончика языка. Мягкое небо закрывает проход в носовую полость частично Это звук, вызывающий чувство надежды на защиту и единение с миром.

Звукообраз Н. И.П. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Осуществляются тонические, с напряжением, замедленные движения шеи с круговым поворотом головы вправо, вверх, влево, вниз. Движения скупые, с парциальным напряжением мышц головы и шеи и расслаблением всего тела. Они сопровождаются протяжным, медленным, резонирующим выдохом. Ощущение состояния — неопределенного ожидания , пассивной обороны, с чувством разлученности и смутной надежды. Игровой образ — ночного существа , мерцающих звезд , скрип льдин в ледоходе. Цвет звука — болотный. Звук — очищающий, отключающий от внешних шумов, смычно-проходной( через нос).Носовая полость резонирует, очищается, вентилируется, происходит вибрация в области головы, голосовых связок Губы чуть приоткрыты. Положение языка — между зубами. Приобретается очень ценный навык частичного, локального расслабления: тело расслаблено, в тонусе голова, шея и голосовые связки.

Звукообраз О. Дан психологический образ распускающегося на рассвете цветка. Предложено упражнение из цикла цигун-гимнастики «развертывание свитка руки». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Левая рука поднимается до уровня плеча ладонью вверх. К ней присоединяется правая. Кисти рук соприкасаются. Левая рука выдвигается далеко вперед, а правая рука скользит вдоль нее назад, потирая кистью левую руку до локтя . Затем локоть правой руки уходит вниз до уровня бедра и разворачивается назад -вверх. Описав движением пловца полукруг около уха, возвращается вперед и скользя вдоль возвращающейся левой руки, выдвигается вперед. Левая рука уходит в свою очередь назад и совершает тот же полукруг в движении пловца. Правая — гибко и стремительно выдвигается далеко вперед. Руки последовательно меняются местами. Движения плавные, параллельно — синхронные, гибкие, свободные. Их сопровождает спокойный, длящийся незаметно, свободно и плавно текущий выдох. Из гармоничного сочетания плавного дыхания и движения рождается ощущение душевной наполненности. Игровой образ — взлетающей в далекое небо ласточки. Цвет звука — нежно — голубой, небесный. Звук — легкий, летящий, с участием голосовых связок, грудной клетки, диафрагмы. Один из самых приятных, базовых, положительно эмоционально окрашенных певческих звуков. При произнесении — язык оттянут назад, губы выдвинуты вперед, округлены. О — звук легкого свободного дыхания. Им имитируется цигун — дыхание: мягкое, малое, незаметное, глубокое. После неглубокого обычного вдоха — очень медленный и длительный по продолжительности выдох. Воздух как бы сам собой вытекает из грудной клетки, плавно и без усилий.

Звукообраз П. И.П. — стоя , опустив руки. Внимание сосредоточено на синхронности ритмов серии дыхательных движений на выдохе и тонических движений мимической мускулатуры лица и грудной клетки, в противофазе, препятствующих выдоху и задерживающих его. С активным, утрированно толчкоообразным произнесением звука П надуваются щеки, активно работают губы, верхняя и средняя часть грудной клетки. Играем плечами, округляем спину, накачиваем задержанный воздух. Тип движений-собранные, короткие, активные. Игровой образ — надуваем воздушный шарик. Это упражнение самонастроя хорошо сочетается со звукообразом Ф (использование энергии дыхания для раздувания костра, сдувание шарика, см. ниже).Цвет звука — насыщенный желтый. П — звук дыхания задержанного, остановленного, звук сохранения энергии и преподготовки к действию, в артикуляции губо — губной, смычно-взрывной.

Звукообраз Р. Исходное положение — стоя, слегка приподняв подбородок, ноги на ширине плеч. Психологический образ — отдыхающего животного. Движения заключаются в попеременном круговом массаже кистью правой руки пальцев, лучезапястья, предплечья до локтевого сустава. Далее руки меняются и затем они совершают круговые движения одна вокруг другой (движение пропеллера). Движения — энергичные, активные, однотипные, катящиеся и крутящиеся. Они сопровождаются протяжным, форсированным вибрационным выдохом. При этом вызывается ощущение внутренней отстраненности, сдержанности и психо-эмоциональное чувство собранности, категоричности. Игровой образ звука — пропеллер кондиционера в летней комнате. Цвет звука — дымчатый. Звук — раскатистый, дрожащий на протяжном выдохе, щелевой, передне — язычный. Кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется в воздушной струе. Звук Р в сочетании со звуком X усиливает его действие и используется в лечебной физкультуре (при астме): БРУХХ, ГРУХХ, ДРУХХ (массирует и снимает спазм). ХРР — шопотом, мягко, нежно, успокаивающе, длинной волной, произносится при обструкции.

Звукообраз С. Психологическая подготовка к действию в виде образа свежего хвойного леса, скользящей в чаще змеи, звенящего ручья. Исходное положение — спокойное расслабленное состояние, стоя. Правая рука медленно поднимается до уровня груди и в такт направлению правой ноги вперед совершает одноименное скользящее гибкое, волнообразное влекущее движение. Упражнение совершается в ритме замедленной ходьбы. Плавные синхронные движения ноги напоминают «китайский шаг»: правая нога впереди присогнута в колене, левая нога сзади, выпрямлена. Далее правая нога выпрямляется, а левая переносится вперед, при упоре сгибается в колене. Эти движения повторяется попеременно. Руки и ноги движутся синхронно и вкрадчиво. Действие сопровождается длительным, активным, полным, гармоничным, расслабляющим и тонизирующим выдохом с сопротивлением. Переживаемое состояние затаенности, силы, зрелости, сопровождается ощущением внутренней свободы. Звук имеет цвет хвои, малахита, зеленого изумруда. В артикуляции — сильный, активный, скользящий, щелевой, язычно-зубной звук. Губы растянуты в легкой улыбке, широкий кончик языка находится у основания нижних зубов. Передняя часть спинки приподнята к альвеолам и образует щель с верхними зубами в форме желобка, по которому проходит воздушная струя Задняя часть спинки незначительно приподнята . Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов ( спинка языка выгнута).

Звукообраз Т. И.П — стоя, ноги на ширине плеч. Руки согнутые в локтях, приведены к середине груди. Согнутые руки ритмично двигаются перед грудью: в стороны — назад, сближая лопатки, и навстречу друг другу впереди, одна чуть выше другой. Движения постепенно ускоряются и замедляются по угасающей частоте. Обращается внимание на синхронность, постепенную смену тонуса и ритма движения. Соответственно -выдох ступенчатый, ритмично организованный, с малой глубиной дыхания и задержкой на фазе выдоха. Воздух во время упражнения не добирается. Ощущение внутренней ритмичности процессов, интимности действия, сопровождается чувством ненапряженного внимания . Игровые образы — накопление в березе весеннего сока, ритмы движений работающего инструмента. Цвет звука — телесный. Звук — подключичного, верхнего малого, лунного дыхания, успокаивающий, упорядочивающий ритм , глоточный звук, смычно-взрывной, язычно-зубной, передне — язычный. Передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами.

Звукообраз У. И.П.-стоя, ноги на ширине плеч. В начале действия одновременно ноги сгибаются в коленях, корпус сгибается и устремляется вперед, руки опираются на колени. Второй вариант упражнения — упор-присев с опорой пальцами об пол. Голова поднята вперед вверх. Это действие — сценарное, с имитацией тоническое замирания, оцепенения, с синхронизацией внутреннего и внешнего движения. При произнесении звука воспроизводится активно формируемый, меняющийся по силе и продолжительности диафрагмальный выдох. Импровизируется ощущение далекого зова, оставленности , обращеннности, при воле к поиску. Игровые образы — одинокий волк , воющий на луну, призывно гудящая утром труба. Цвет звука — густо-зеленый. Звук — трубный, трахейно-гортанный, активный, гудящий, напряженный по эмоциональной окраске, сопровождается активной работой трахеи, гортани, голосовых связок. Губы выдвинуты с напряжением в трубочку, язык оттянут назад-вверх.

Звукообраз Ф. И.П. — стоя, ноги на ширине плеч. Руки подняты вверх параллельно друг другу. Данный звук является естественным продолжением звука П. На выдохе поднятые вверх руки производят параллельные, одновременные, волнообразные, гибкие движения над головой, вдоль туловища, постепенно опускаясь вниз почти до пола. Соответственно тело совершает волнообразные движения, опускается вниз и сгибается в приседании с согнутыми коленями и опущенной вниз головой. (складывается внизу) . Тип движений — импровизированные, колеблющиеся , волнующиеся, имитирующие движение языков пламени. Ощущение состояния — автономности и самостоятельности импульсивного действия. Образы звука — образ разгоревшегося костра или мелькающих болотных огоньков. Звук имеет цвет пламени. Звук — пульсирующий, толчкообразный, щелевой, губо-зубной. На выдохе преодолевается преграда между нижней губой и верхними зубами.

Звукообраз Х — звук солнечного выдоха, звук полного, до изнеможения, глубоко­го расслабления, очищающе-энергетизирующий, тонизирую­щий, звук смеха. Игровой образ — «Тянемся к солнцу». ИП — стоя, руки опущены. Действие начинается с поднимания на цыпочки и вытягивания рук вверх. В этом положении надо замереть и остаться в нем как можно дольше, задержав дыхание после спокойного вдоха. Наблю­даем небо, облака. При усталости расслабленно бросаем руки вниз, свободно раскачивая ими, с одновременным наклоном туловища. Этому сопутствует глубокий, осво­бождающий, диафрагмальный выдох «ХХАА ...»Движения подвижные, распахнутые, открытые. Ощущение --энергетической цельности состояния, эмоциональной открытости, освобождения, внутренней легкости , парения, отдыха. Цвет звука — серебристый. Звук-глубокого расслабления, проводящий дыхание, тонизирующий, очищающе — энергетизирующий. шумовой, щелевой, средне или задне-язычный, кончик языка за нижними зубами , корень языка приподнят, артикуляция — легкая. «Обучение диафрагмальному дыханию» — вдох через язык трубочкой, выдох начинается с втягивания живота, воздух вытесняется активно, с сильным произнесением звуков «0-0-0-АА-А-Х-Х-Х». При выдохе существенным моментом является координация чувств и мыслей с током воздуха.

Звукообраз Ц — звук сбора, соборный звук. Могут быть представлены разные упражнения. 1.И.П. -стоя друг за другом с опущенными вниз руками и отведенными в стороны кистями. Проводится подпрыгивающий бег по кругу на цыпочках .Движения — собирающие, защищающие, сосредотачивающие. Они сопровождаются малым дыханием с задержкой на выдохе. Ощущение состояния — умиротвореннное, психо-эмоциональное чувство — умиления, трепетности. Образ звука — желтые цыплята. Цвет звука — лимонный или насыщенный золотисто-желтый. Ц — звук-малого дыхания, сосредотачивающий, смычно-взрывной, передне-язычный(смычное начало, щелевой конец). 2. Положив руки на верхний отдел груди, в подключичной области, опустив глаза вниз, пребывать в спокойном настроении отрешенности, созерцательности. В настроении тишины и сосредоточенности — собранность, соборность звука.

Звукообраз Ч — Образ звука — звук пружинка, прыгающий кузнечик. И.П. — стоя, руки опущены. Поднимаем согнутую в коленях правую ногу, затем кладем руку выше колена и толчком посылаем распрямляющуюся ногу вперед -в сторону. Затем то же проделываем с левой ногой. Внимание сосредоточено на пружинящем движении ноги при сгибании и разгибании ее и синхронном ритмичном движении рук и общего стиля исполнения. Тип движений — сосредоточенные, вкрадчивые, попеременные. Им соответствует серия отрывистых, коротких, мягких выдохов с придыханием. Ощущение состояния — энергетической безопасности и открытости при психо-эмоциональном чувстве, вкрадчивости и лукавства. Образ звука — звук пружинка, прыгающий кузнечик. Цвет звука — хаки. Звук — приостанавливающий, неожиданный, смычно — взрывной, передне-язычный, альвеолярный, язык не напряжен.

Звукообраз Ш — игровой образ «Игра с волнами моря». И.П. — участники стоят с опущенными руками, образуя общий круг. Правая нога ставится впереди на пятку, руки сгибаются в локтях и поднимаются к плечам вперед ладонями. Проводится перекат ступни на носок и одновременное отталкивание руками воображаемой волны. Упор — на левую ногу. Повторяется серия покачивающихся движений вперед-назад с перекатом обеих ног с подошвы на переднюю часть стопы и синхронные движения рук, играющих с волной вперед и назад. Тип движения — спокойное, покачивающееся, волнообразное. Дыхание естественное, продолжительное, сильное, протяжное на активном грудо-брюшном выдохе. Ощущение состояния — расслабленности, спокойствия, потребности в понимании и единении. Психо-эмоциональные чувства — желание проявления силы , удержания принятой позиции. Образ звука — игра с волнами. Цвет звука — цвет морской волны. Звук-переливающийся, направляющий, смычно-взрывной, передне-язычный, альвеолярный. Губы округлены и выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует щель между ними и передней частью твердого неба. Средняя часть спинки языка прогибается книзу( дно ковшика). Передняя часть спинки — приподнята к небу за альвеолами, задняя-приподнята и оттянута назад Внимание на широком распластанном кончике языка за верхними зубами.

При произнесении Щ — отличие в дополнительном подъеме средней части спинки языка. Для ощущения экспрессивной силы звука энергично поизносим «щи — кашшша».

Звукообраз Э — «Наблюдение луны». Исходное положение — выполняется стоя, опустив руки. В начале действия идет поворот и скручивание корпуса вправо, с одновременным поднятием рук вверх, ладонями назад. Голова приподнята, взгляд направлен поверх рук. Движение фиксируется, затем повторяется в другую сторону. Внешнему незатейливому движению соответствует внутреннее движение медленно нарастающего тонизирующего напряжения. Оно сопровождается радостным верхним дыханием. Ощущение состояния — нарастание активности сопротивления внешней энергии, с чувством удивления себе и самонаблюдения. Цвет звука — рыжий, кленового листа. Звук — короткого дыхания, образуется с участием голосовых связок, тональный, губы растянуты, приподнята средняя часть языка, губы и язык напряжены. Визуальным образом может быть и эхо в горах, когда отражается громкий крик «Э-хоо-э-хооо…»

Упражнение «Управляем энергией» производим сразу с произнесением трех звуков — Э, Ю, Я. И.П. — стоя, опустив руки, производим биоэнергетическое действие, распределяющее энергию по передне — срединному меридиану. Руки медленно соединяются внизу, средний и безымянный пальцы соприкасаются. Проводится движение кистями вверх до уровня лба. Затем кисти поворачиваются ладонями вниз и медленно опускаются в исходное положение. Внизу кисти разворачиваются ладонями вверх . Данное медленное движение повторяется 3 раза. При поднятии рук вверх протяжно произносится звук Э, при опускании вниз произносятся звуки Ю, Я. Также протяжно произносятся звуки Ю, Я. Эти движения импровизируют биоэнергетическое действие, поэтому производятся они медленно, с сенсорным ощущением и чувством внутреннего успокоения, отстранения от внешних шумов. Действию соответствуют 2 типа дыхания: замедленный плавный вдох и выдох с сопротивлением.

Образ звука Ю — вечное движение, Я — парящее облако. Цвет звука Ю — палевый, звука Я — розовый. Звук Я — звучный, средне-язычный, преграда образуется средней частью спинки языка. Звук — сонорный, главную роль в образовании играет голос.
Техника проведения всех упражнений не является строго обязательной. Мы использовали для раскрытия смысла звука не только движения, но и жесты. Терапевты вправе домысливать близкие движения и жесты. Условием является легкость воспроизведения звука, сохранение смысла образа, синхронность в чувствовании, энергетическом ощущении, неосознанном движении, особенностях дыхания.


Артикуляция звуков речи | ДИКТОРЫ.com

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.


Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.
Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не  прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было   шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена  на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней,  это вызовет шепелявость.
Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.


Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.  
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их  повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч). Все остальные  - мягко или твердо, все  зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ, так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.


ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.
РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.  

5 неловких звуков, которые ваше тело может издавать совершенно нормально

Введите ключевые слова для поиска

Главные новости дня

1

11 коктейльных платьев для женщин старше 50 лет

2

11 регулируемых гантелей для домашних тренировок

3

25 сывороток с витамином С, которые помогут вашей коже сиять

4

Пошаговое руководство по преодолению простуды

5

20 любимых вещей Опры до 50 долларов

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице, но мы рекомендуем только те продукты, которые поддерживаем. Почему нам доверяют?

Автор Касандра Брабо

Guido Mieth/Getty Images

Каждый раз, когда я спускаюсь по лестнице, моя лодыжка щелкает. Это тонко, но определенно заметно. Щелкни, щелкни, щелкни, щелкни, щелкни... ты слышишь это до конца. Когда я впервые услышал шум, я взбесился, уверенный, что это означает серьезные проблемы с ходьбой в будущем. Но мой врач сказал мне не волноваться, что несколько вывихнутых лодыжек, которые я получил в детстве, привели к суставу, который улавливает немного лишнего воздуха. Воздух выходит, когда я сгибаю ногу, чтобы спуститься на ступеньку, отсюда и щелчок.

Оказывается, ваше тело издает множество звуков, которые могут вызывать тревогу без всякой причины. Потому что, смирись с этим, тела просто странные.

Вот, 5 странных звуков, которые совершенно нормальны для вашего тела. (Плюс, 12 звуков, которые вы не хотите слышать.)

Хлопающие или хрустящие колени

wavebreakmedia/Shutterstock

Ваши колени щелкают, хрустят и хлопают каждый раз, когда вы наклоняетесь? Это не означает, что вам нужно бежать к врачу, или даже что с возрастом у вас будут проблемы с коленями. На самом деле, это, вероятно, означает, что с вами вообще все в порядке. Ученые из Технологического института Джорджии недавно использовали новое акустическое устройство для прослушивания как здоровых, так и поврежденных коленей, когда они сгибаются. Они обнаружили, что даже здоровые колени издавали какофонические хлопающие и хрустящие звуки.

Тем не менее, бывают случаи, когда шумные колени могут сигнализировать о более серьезной проблеме, например, когда они сопровождаются отеком или болью. Так что, если ваши хрустящие колени также болят, обратитесь к врачу.

Бульканье в горле

Piotr Marcinski/Shutterstock

Это всегда происходит в неподходящий момент, например, когда вы открываете рот, чтобы что-то сказать в тихой комнате: громкое, смущающее бульканье в вашем горле, как будто лягушка только и ждет, чтобы выпрыгнуть. Хотя там не прячется земноводное, вы, вероятно, просто что-то съели слишком быстро. Бульканье в горле, как и отрыжка, выпускает лишний воздух из желудка. Когда вы едите слишком быстро, жуете жвачку или пьете что-то газированное, велика вероятность, что вы глотаете воздух. По данным клиники Майо, этот воздух возвращается в виде отрыжки или бульканья. (Верните себе контроль над своим питанием — и похудейте в процессе — с нашим 21-дневным заданием!)

Тем не менее, это должно быть только время от времени. Если у вас постоянно булькает в горле, обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что у вас нет более серьезных проблем, таких как ГЭРБ или дисфагия, состояние, при котором у вас возникают проблемы с глотанием.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:  8 вещей, которые произойдут, когда вы наконец перестанете пить диетическую газировку

Урчание в желудке

Piotr Marcinski/Shutterstock

Это случается так часто, что вы, вероятно, даже не считаете урчание в животе чем-то странным, если только оно не очень громкое и не посреди важной рабочей встречи. Но даже если урчание в животе почти оглушительно, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. Это потому, что ваш желудок всегда урчит громче в стрессовых ситуациях: по данным Американской ассоциации тревоги и депрессии, стресс заставляет мышцы вашего живота сокращаться, из-за чего он урчит.

Свисток в носу

Shankz/Shutterstock

Только твои губы должны свистеть, верно? Не всегда. Иногда вы также можете услышать пронзительный свист из носа, что, вероятно, означает, что вы перегружены, и сморкание прояснит его. Когда через маленькое отверстие нагнетается много воздуха, получается свист.

Однако в некоторых случаях это может указывать на более серьезную проблему, такую ​​как искривление носовой перегородки или отверстие в перегородке, по данным клиники Майо. Поэтому, если ваш нос постоянно свистит, возможно, вам следует обратиться к специалисту по уху, носу и горлу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:  Что есть при простуде или гриппе

Громкий шум ... там внизу

Antonio Guillem/Shutterstock

Да, мы говорим о квифинге. И совершенно нечего смущаться. То, что некоторые люди считают «пуканием вагины», — это просто естественная вещь, которая иногда случается, когда вы совершаете действие. Многократное введение пениса или игрушки во влагалище создает множество возможностей для попадания воздуха внутрь. И раз воздух там, он должен выйти. Хотя это может показаться неприятным, чихание всегда нормально.

Все, что вам нужно знать о мутной моче

15 причин судорог, но нет месячных, согласно врачам


Что стоит за моим светлым периодом?


9 вещей, которые нужно знать об анальном сексе


10 причин, по которым вы чувствуете боль во время секса

6 способов спросить о том, чего вы хотите в постели



15 вибраторов-палочек для максимального удовольствия

Нужен ли вашему влагалищу увлажняющий крем?


Чему вас никто не учил о ИППП


Что на самом деле означают ваши сексуальные мечты


странных звуков, издаваемых вашим телом, которые на самом деле нормальны

Shutterstock

Вы когда-нибудь слышали, как щелкает ваша лодыжка при ходьбе?

Это может звучать тревожно, но на самом деле у этого может быть невинная причина: в детстве вы несколько раз вывихнули лодыжки, и ваш сустав может задержать немного лишнего воздуха.

Этот воздух высвобождается, когда вы делаете шаг, вызывая щелкающий звук.

Оказывается, ваше тело издает множество звуков, которые могут вызывать тревогу без всякой причины.

Вот 4 странных звука, которые совершенно нормальны для вашего тела. (Плюс, 12 звуков, которые вы не хотите слышать.)

Shutterstock

1 из 4

Колени хлопают или хрустят

Ваши колени хрустят каждый раз, когда вы наклоняетесь? Это не означает, что вам нужно бежать к врачу, или даже что у вас будут проблемы с коленями с возрастом.

На самом деле это, вероятно, означает, что с вами вообще все в порядке.

Недавно ученые из Технологического института Джорджии использовали новое акустическое устройство для прослушивания сгибания здоровых и поврежденных коленей.

Они обнаружили, что даже здоровые колени издавали какофонические хлопающие и хрустящие звуки.

Связанный: Стоит ли беспокоиться, если колени хрустят, когда вы приседаете?

Тем не менее, есть определенные моменты, когда шумные колени могут сигнализировать о более серьезной проблеме, например, когда они сопровождаются отеком или болью. Так что, если ваши хрустящие колени также болят, обратитесь к врачу.

Shutterstock

2 из 4

Бульканье в горле

Это всегда происходит в неподходящий момент, например, когда вы открываете рот, чтобы сказать что-то в тихой комнате: громкое, смущающее бульканье в горле, как будто там лягушка только и ждет, чтобы выпрыгнуть.

Причина? Вы, вероятно, просто съели что-то слишком быстро.

Подобно отрыжке, бульканье в горле выпускает лишний воздух из желудка. Когда вы едите слишком быстро, жуете жвачку или пьете что-то газированное, есть большая вероятность, что вы глотаете воздух.

Этот воздух возвращается в виде отрыжки или бульканья, согласно данным клиники Майо.

Тем не менее, это должно быть только время от времени.

Если у вас постоянно булькает в горле, обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что у вас нет более серьезных проблем, таких как ГЭРБ или дисфагия, состояние, при котором у вас возникают проблемы с глотанием.

Похожие: 8 вещей, которые происходят, когда вы, наконец, прекращаете пить диетическую газировку

Shutterstock

3 из 4 странно — если только это не очень громко и посреди важной встречи на работе.


Learn more

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.