Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Заговор от депрессии


Молитва от депрессии – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

-

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Молитва от депрессии – есть ли такая? Помогает ли молитва при таком состоянии? Об этом спрашивают многие, столкнувшиеся с подобной бедой. В первую очередь, надо различать уныние, депрессивное настроение и, собственно, депрессию — одно из наиболее распространенных психических заболеваний. Депрессия приносит человеку много страданий: по данным ВОЗ, это основная причина инвалидности в мире. Подробнее о том, есть ли молитвы, помогающие от депрессии, и как связаны депрессия и уныние мы попросили рассказать иерея Виктора Никишова и иерея Максима Бражникова.

Депрессия «просто случается», и важно вовремя прийти на помощь. О религиозном кризиисе при депрессии

Иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода г. Орска

Депрессию, которая относится к расстройством психики, не стоит путать с грехом уныния. Это совсем не одно и то же.

Есть разные виды депрессии. Иногда спровоцировать болезнь может духовное состояние, но чаще это внешние факторы — усталость, смена ритма жизни, тяжелые потрясения. Надо помнить: человек не виноват в том, что с ним происходит. Как всякая болезнь, постигающая нас, депрессия просто случается, и здесь важно вовремя прийти на помощь.

Порой человек в состоянии депрессии испытывает религиозный кризис. У него нет желания и сил молиться, у него, может быть, остаются какие-то вопросы к Господу, но он их не задает, потому что болезнь не позволяет. Если священник замечает признаки депрессии, лучше всего направить человка к специалисту. Если болезнь запустить, она может привести даже к суициду. Конечно, в этом вопросе нужен такт, потому что у нас психотерапия и психиатрия не всегда в чести. Случаи, когда путали депрессию и уныние, заканчивались очень печально — больной мог впасть в патологическое состояние, но считать его карой за грехи.

Что касается уныния — этот грех может выражаться не в депрессивных, а, напротив, в холерических состояниях, когда человек активно выплескивает свой негатив и желчь на окружающих. При унынии, в отличии от депрессии, нет патологического вегетативного состояния, когда человек лежит лицом к стене, страдает от синдрома «пустой головы» и подобного.

Бывают такие стадии депрессии, когда невозможно ни о чем думать, в том числе, и о Боге . Но если физическое состояние позволяет, и если есть потребность в молитве, советую обратиться к Богу своими словами. Стоит проговорить все, что чувствуеешь, что хочешь сказать и надеешься услышать. Важно не держать в себе свое состояние, быть откытым перед Богом и верить, что так или иначе Он даст ответ.

Депрессия и уныние могут сопутствовать друг другу

Иерей Виктор Никишов руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора г. Могилева

Потеря мотивации и интереса к жизни роднят уныние и депрессию, но все же первое — это грех, духовная проблема, а второе — болезнь. Депрессия бывает эндогенная (вызванная физиологическими причинами, нарушением обменных процессов) и реактивная (реакция психики на какое-то негативное событие, например, смерть близкого или потеря работы). Также выделяют соматогенные депрессии, которые проявляются как следствие соматических заболеваний (болезни Альцгеймера, атеросклероза артерий головного мозга, черепно-мозговой травмы или даже гриппа).

Конечно, депрессию может сопровождать уныние, печаль и другие греховные состояния. Но бороться с эндогенной или тяжелой реактивной депрессией лишь «постом и молитвой» бесполезно и опасно: тут нужны психиатр и медикаменты.

Однако в комплексном лечении депрессии традиционно важную роль играют труд и радость. И все это есть в молитве! Молитва это труд, к которому мы себя понуждаем (нужно выделить время, встать, прочитать вдумчиво), но, одновременно, — радость, которую приносит общение с Господом. Мы понимаем, что сами немногое можем изменить, а затем возлагаем надежду на Бога и радуемся, так как Ему возможно все.

В состоянии уныния или депрессии хорошо читать акафисты. Постоянно повторяющееся в них слово «Радуйся!», обращенное к святым или Богородице, подбодрит и нас. Кроме того, в акафистах часто рассказываются истории о том, как Создатель помог в той или иной ситуации. Чтение Покаянного канона тоже может помочь, если мы не концентрируемся на своих грехах, а «ставим на них точку» и принимаем решение начать новую жизнь, полную радости, вместе с Богом. И, конечно, можно обратиться к святым с просьбой ходатойствовать о нас пред Господом. Главное — молиться с верой, упованием, сознательно, а вот какой конкретно выбрать текст — не столь важно.

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен» (Сир. 38: 9–12)

При депрессии, как бы не было тяжело, важно просить помощи у Господа — можно молиться не только об исцелении или облегчении страданий, но и о встрече с хорошим врачом.  

Молитва из творений свт. Димитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Молитва об избавлении от уныния, св. Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Текст акафиста

Статьи по теме в «Фоме»:

Депрессия. Что делать с духом уныния?

Нахожусь в жуткой депрессии. Как жить дальше?

Как выйти из депрессии?

Как спастись, находясь в депрессии?

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Молитва от уныния и депрессии, отчаяния и тоски

Чтение молитвы — не «лекарство от всех болезней», но важно обратиться ко Господу.

Содержание статьи

  • Зачем читать молитвы от уныния?
  • Молитва от уныния св. Иоанну Кронштадтскому
  • Псалом 26
  • Псалом 101
  • Молитва от уныния Божией Матери перед иконой «Утоли моя печали»
  • Молитва от уныния Божией Матери перед иконой «Всех скорбящих радость»

Зачем читать молитвы от уныния?

Человека нередко охватывает уныние и, тем оно сильнее, что для православного верующего уныние — грех. Однако «уныние» слишком общее понятие, за которым может скрываться многое, в том числе — депрессия, тяжелое заболевание, требующее вмешательства специалиста. Христианин, чувствуя уныние и тяжкую грусть, может обратиться к своему духовнику. Не отменяет это и лечения у психиатра. Чем бы ни объяснялось это тягостное состояние, на помощь в трудную минуту всегда приходит молитва от уныния, обращение к Господу.

Ошибочным было бы думать, что молитва работает как лекарство от всех болезней, но искренние слова, обращенные к Небесному Отцу, никогда не останутся без ответа. Читая молитву от уныния, мы просим укрепить нас в борьбе со грехом или болезнью, поразившей нас, даровать спасение.

Против мирских забот у христиан есть огромная радость — Христос, отдавший за нас жизнь на Кресте. Молитва отвлекает от тревожащих мыслей и помогает вспомнить о главном — бессмертной душе человека. Если вас одолевает уныние, помолитесь и обратитесь к Господу, с Божьей помощью любую скорбь можно преодолеть.

Молитва от уныния св. Иоанну Кронштадтскому

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Псалом 26

Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся? Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.

Псалом 101

Господи, услы́ши моли́тву мою, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. Яко исчезо́ша яко дым дни́е мои, и ко́сти моя яко суши́ло сосхо́шася. Уя́звен бых яко трава́, и и́зсше се́рдце мое, яко забы́х снес́ти хлеб мой. От гла́са воздыха́ния моего прильне́ кость моя пло́ти моей. Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых яко нощны́й вран на ны́рищи. Бдех и бых яко пти́ца осо́бящаяся на зде. Весь день поноша́ху ми врази́ мои, и хва́лящии мя мною кленя́хуся. Зане́ пе́пел яко хлеб ядя́х, и питие́ мое с пла́чем растворя́х. От лица́ гне́ва Твоего и я́рости Твоея́: яко возне́с низве́ргл мя еси. Дни́е мои яко сень уклони́шася, и аз яко сено изсхо́х. Ты же, Господи, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя в род и род. Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, яко вре́мя уще́дрити его, яко прии́де время. Яко благоволи́ша раби́ Твои ка́мение его, и персть его уще́дрят. И убоя́тся язы́цы и́мене Господня, и вси ца́рие зе́мстии славы Твоея́. Яко сози́ждет Господь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Своей. Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. Да напи́шется сие в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Господа. Яко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Господь с Небесе́ на зе́млю призре́, услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, возвести́ти в Сио́не имя Господне, и хвалу́ Его во Иерусали́ме. Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе и царе́м, еже рабо́тати Господеви. Отвеща́ Ему на пути́ кре́пости Его: умале́ние дней моих возвести́ ми. Не возведи́ мене́ во преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя. В нача́лех Ты, Господи, зе́млю основа́л еси, и дела́ руку́ Твоею суть небеса́. Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши, и вся яко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́, и изменя́тся. Ты же тойжде еси́, и ле́та Твоя не оскуде́ют. Сы́нове раб Твоих вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.

Молитва от уныния Божией Матери перед иконой «Утоли моя печали»

Наде́ждо всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во, Госпоже́ Богоро́дице, утеше́ние на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем: угаси́ горя́щий в нас пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша; очи́сти ум наш от грехо́вных по́мыслов, приими́ мольбы́, от души́ и се́рдца со воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди о нас хода́таица к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ Ма́терними Твои́ми моли́твами. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, Госпоже́ Влады́чице, утоли́ боле́зни душ и теле́с, ути́ши бу́рю злых нападе́ний вра́жеских, отыми́ бре́мя грехо́в на́ших, и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути, и печа́лию сокруше́нная сердца́ на́ша уте́ши, да сла́вим Тя до после́дняго издыха́ния на́шего.

Молитва от уныния Божией Матери перед иконой «Всех скорбящих радость»

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, преблагослове́нная Ма́ти Христа́ Бо́га, Спаси́теля на́шего, все́х скорбя́щих ра́досте, больны́х посеще́ние, немощны́х покро́ве и засту́пнице, вдови́ц и си́рых покрови́тельнице, ма́терей печа́льных всенаде́жная уте́шительнице, младе́нцев немощны́х кре́посте, и все́м безпомо́щным всегда́ гото́вая по́моще и ве́рное прибе́жище! Тебе́, о Всеми́лостивая, даде́ся от Всевы́шняго благода́ть во е́же все́х заступа́ти и избавля́ти от скорбе́й и боле́зней, зане́ Сама́ лю́тыя ско́рби и боле́зни претерпе́ла еси́, взира́ющи на во́льное страда́ние Сы́на Твоего́ возлю́бленнаго и Того́ на кресте́ распина́ема зря́щи, егда́ ору́жие, Симео́ном предрече́нное, се́рдце Твое́ про́йде: те́мже У́бо, о Ма́ти чадолюби́вая, вонми́ гла́су моле́ния на́шего, уте́ши на́с в ско́рби су́щих, я́ко ве́рная ра́дости хода́таица. Предстоя́щи престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, мо́жеши, а́ще восхо́щеши, вся́ на́м поле́зная испроси́ти: ра́ди с ве́рою серде́чною и любо́вию припа́даем к Тебе́, я́ко Цари́це и Влады́чице: слы́ши дщи́, и ви́ждь, и приклони́ у́хо Твое́, услы́ши моле́ние на́ше и изба́ви на́с от обстоя́щих бе́д и скорбе́й: Ты́ бо Ра́досте все́х ве́рных, я́ко ми́р и утеше́ние подае́ши. Се́ зри́ши беду́ на́шу и ско́рбь: яви́ на́м ми́лость Твою́, посли́ утеше́ние уя́звленному печа́лию се́рдцу на́шему, покажи́ и удиви́ на на́с гре́шных бога́тство милосе́рдия Твоего́, пода́ждь на́м сле́зы покая́ния ко очище́нию грехо́в на́ших и утоле́нию гне́ва Бо́жия, да с чи́стым се́рдцем, со́вестию благо́ю и наде́ждою несумне́нною прибега́ем ко Твоему́ хода́тайству и заступле́нию. Приими́, Всеми́лостивая на́ша Влады́чице Богоро́дице, усе́рдное моле́ние на́ше Тебе́ приноси́мое, и не отри́ни на́с недосто́йных от Твоего́ благосе́рдия, но пода́ждь на́м избавле́ние от ско́рби и боле́зни, защити́ на́с от вся́каго наве́та вра́жия и клеветы́ челове́ческия, бу́ди на́м помо́щница неотсту́пная во вся́ дни́ жи́зни на́шея, я́ко да под Твои́м ма́терним покро́вом всегда́ пребу́дем це́ли и сохране́ни Твои́м заступле́нием и моли́твами к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу Спаси́телю на́шему, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:

  • Молитвы Матроне Московской
  • Молитвы Богородице

Поскольку вы здесь...

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Религиозные теории заговора о пандемии COVID-19 связаны с негативным психическим здоровьем

1. Mahase E. Covid-19: ВОЗ объявляет пандемию из-за «тревожных уровней» распространения, серьезности и бездействия. БМЖ (2020) 368: m1036. 10.1136/bmj.m1036 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Зарокостас Дж. Как бороться с инфодемией. Ланцет (2020) 395 (10225): 676. 10.1016/S0140-6736(20)30461-Х [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Хо CSH, Чи CYI, Хо RCM. Стратегии психического здоровья для борьбы с психологическим воздействием коронавирусной болезни 2019 г.(COVID-19) за пределами паранойи и паники. Ann Acad Med Singap (2020) 49 (3): 155–60. 10.47102/annals-acadmedsg.202043 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Туччи В., Мукаддам Н., Медоуз Дж., Шах С., Галванкар С.К., Капур Г.Б. Забытая чума: психические проявления лихорадки Эбола, Зика и новых инфекционных заболеваний. J Glob Infect Dis (2017) 9 (4): 151–6. 10.4103/jgid.jgid_66_17 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Кафлин СС. Тревога и депрессия: связи с вирусными заболеваниями. Общественное здравоохранение, ред. (2012 г.) 34 (2): 92. 10.1007/BF03391675 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Глейзер Р. , Кикольт-Глейзер Дж.К. Иммунная дисфункция, вызванная стрессом: последствия для здоровья. Nat Rev Immunol (2005) 5(3):243–51. 10.1038/nri1571 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Xiang YT, Yang Y, Li W, Zhang L, Zhang QE, Cheung T и другие. Срочно необходима своевременная психиатрическая помощь в связи со вспышкой нового коронавируса 2019 года. Ланцет Психиатрия (2020) 7 (3): 228–9. 10.1016/С2215-0366(20)30046-8 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Цихока А. Понимание защитного и безопасного внутригруппового позитива: роль коллективного нарциссизма. Eur Rev Soc Psychol (2016) 27 (1): 283–317. 10.1080/10463283.2016.1252530 [CrossRef] [Google Scholar]

9. Ван Проойен Дж.В., Йостманн Н.Б. Вера в теории заговора: влияние неопределенности и воспринимаемой морали. Eur J Soc Psychol (2013) 43 (1): 109–15. 10.1002/ejsp.1922 [CrossRef] [Google Scholar]

10. Свами В., Ворачек М., Стигер С., Тран Ю.С., Фернхэм А. Аналитическое мышление снижает веру в теории заговора. Познание (2014) 133 (3): 572–85. 10.1016/j.cognition.2014.08.006 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

11. Дуглас К.М., Саттон Р.М., Чихока А. Психология теорий заговора. Curr Dir Psychol Sci (2017) 26 (6): 538–42. 10.1177/0963721417718261 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Аллингтон Д., Даффи Б., Вессели С., Дхаван Н., Рубин Дж. Поведение, защищающее здоровье, использование социальных сетей и убеждения в заговоре во время чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения COVID-19. Psychol Med (2020) 51: 1763–9. 10.1017/S003329172000224X [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Миан А., Хан С. Медицинское образование во время пандемии: взгляд Великобритании. BMC Med (2020) 18 (1): 100. 10.1186/с12916-020-01577-у [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Uscinski JE, Enders AM, Klofstad C, Seelig M, Funchion J, Everett C, et al. Почему люди верят в теории заговора о COVID-19? Harv Kennedy Sch. Дезинформация Rev (2020). 10.37016/мр-2020-015 [CrossRef] [Google Scholar]

15. Эндерс А.М., Ускински Дж.Э., Клофстад С., Столер Дж. Различные формы COVID-19Дезинформация и их последствия. Обзор дезинформации Гарвардской школы Кеннеди, Кембридж, Массачусетс (2020). [Google Scholar]

16. Абаидо ГМ, Такше АА. COVID-19: вирус или вирусные теории заговора? Am J Biomed Sci Res (2020) 8 (2). 10.34297/АЖБСР.2020.08.001252 [CrossRef] [Google Scholar]

17. Имхофф Р., Ламберти П. Биологическое оружие или обман? Связь между отчетливыми конспирологическими убеждениями о вспышке коронавирусной болезни (COVID-19) и поведением во время пандемии. Soc Psychol Personal Sci (2020) 11 (8): 1110–8. 10.1177/1948550620934692 [CrossRef] [Google Scholar]

18. Кениг ХГ. Религия, духовность и здоровье: исследования и клинические последствия. ISRN Психиатрия (2012) 2012: 1–33. 10.5402/2012/278730 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Вандервил Т. Дж. Религия и здоровье: синтез. В: Balboni MJ, Peteet JR, редакторы. Духовность и религия в культуре медицины: от доказательств к практике. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; (2017). п. 357–401. [Академия Google]

20. Goncalves LM, Tsuge MLT, Borghi VS, Miranda FP, Sales APD, Lucchetti ALG и др. Духовность, религиозность, качество жизни и психическое здоровье среди жителей Пантанейрос: исследование с участием уязвимого населения в водно-болотных угодьях Пантанала, Бразилия. J Relig Health (2018) 57 (6): 2431–43. 10.1007/s10943-018-0681-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Абу-Райя Х., Паргамент К.И., Махони А. Изучение методов преодоления стрессовых межличностных событий, переживаемых мусульманами, живущими в Соединенных Штатах после 9/11 атак. Психология Религия Духовность (2011) 3 (1): 1–14. 10.1037/а0020034 [CrossRef] [Google Scholar]

22. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Перес Л.М. Множество методов религиозного преодоления: разработка и первоначальная проверка RCOPE. J Clin Psychol (2000) 56 (4): 519–43. 10.1002/(sici)1097-4679(200004)56:4<519:aid-jclp6>3.0.co;2-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Паргамент К.И., Зиннбауэр Б.Дж., Скотт А.Б., Баттер Э.М., Зеровин Дж., Станик П. Красные флажки и религиозное преодоление: выявление некоторых религиозных предупреждающих знаков среди людей, находящихся в кризисе. Джей Клин Психол (1998) 54(1):77–89. 10.1002/(sici)1097-4679(199801)54:1<77:aid-jclp9>3.0.co;2-r [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Паргамент К.И., Махони А. ТЕОРИЯ: Священные дела: освящение как жизненно важная тема психологии религии. Int J Psychol Religion (2005) 15 (3): 179–98. 10.1207/s15327582ijpr1503_1 [CrossRef] [Google Scholar]

25. Duarte AAM, Lucchetti G, Teixeira PJZ, Rigatto K. Духовность и религиозность связаны с качеством жизни пациентов с заболеваниями легких. J Relig Health (2020) 59(4): 1843–54. 10.1007/с10943-018-0735-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Гударзян А.Х., Бойл С. , Бейк С., Джафари А., Несами М.Б., Таэби М. и др. Самопомощь у иранских больных раком: роль религиозного преодоления. J Relig Health (2019) 58 (1): 259–70. 10.1007/s10943-018-0647-6 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Паргамент К., Фёй М., Бурдзи Д. Краткий RCOPE: Текущий психометрический статус краткого показателя религиозного преодоления. Религии (2011) 2 (1): 51–76. 10.3390/отн2010051 [CrossRef] [Google Scholar]

28. Бьорк Дж.П., Турман Дж.В. Негативные жизненные события, модели позитивного и негативного религиозного преодоления и психологического функционирования. J Sci Study Relig (2007) 46 (2): 159–67. 10.1111/j.1468-5906.2007.00348.x [CrossRef] [Google Scholar]

29. Пайка В., Андреулакис Э., Нтунтулаки Э., Папайоанну Д., Коцис К., Сиафака В. и др. Греко-православная версия инструмента краткого религиозного совладания (B-RCOPE): психометрические свойства в трех образцах и ассоциации с психическими расстройствами, суицидальными наклонностями, восприятием болезни и качеством жизни. Энн Ген Психиатрия (2017) 16:13. 10,1186/с12991-017-0136-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Карриер Дж. М., Смит П. Н., Кульман С. Оценка уникальной роли религиозного преодоления суицидального поведения среди американских ветеранов Ирака и Афганистана. Psychol Religion Spirituality (2017) 9 (1): 118–23. 10.1037/отн0000055 [CrossRef] [Google Scholar]

31. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Таракешвар Н., Хан Дж. Религиозная борьба как предиктор смертности среди больных пожилых пациентов: двухлетнее лонгитюдное исследование. Arch Intern Med (2001) 161 (15): 1881–5. 10.1001/архинте.161.15.1881 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

32. Беллер Дж. Религия и милитаризм: влияние религиозности, религиозного фундаментализма, веры в религиозный заговор и демографии на поддержку военных действий. Конференция мира (2017) 23 (2): 179–82. 10.1037/pac0000250 [CrossRef] [Google Scholar]

33. Ньюхейзер А.К., Фариас М., Тауш Н. Функциональная природа убеждений в заговоре: изучение основ веры в заговор «Кода да Винчи». Личные индивидуальные различия (2011) 51 (8): 1007–11. 10.1016/j.paid.2011.08.011 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

34. Enders AM, Uscinski JE, Klofstad CA, Seelig MI, Wuchty S, Murthi MN, et al. Формируют ли конспирологические убеждения систему убеждений? Изучение структуры и организации убеждений в заговоре. J Soc Polit Psych (2021) 9 (1): 255–71. 10.5964/jspp.5649 [CrossRef] [Google Scholar]

35. Enders AM, Uscinski JE, Seelig MI, Klofstad CA, Wuchty S, Funchion JR, et al. Связь между использованием социальных сетей и убеждениями в теориях заговора и дезинформации. Политическое поведение (2021) 1–24. 10.1007/s11109-021-09734-6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Currier JM, Foster JD, Witvliet CV, Abernethy AD, Luna LMR, Schnitker SA, et al. Духовная борьба и результаты психического здоровья в рамках духовно интегрированной стационарной программы. J Affect Disord (2019) 249: 127–35. 10.1016/j.jad.2019.02.012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Zarzycka B, Sliwak J, Krok D, Ciszek P. Религиозное утешение и тревога у женщин, больных раком: посредническая роль надежды и сдерживающая роль религиозной борьбы. Психоонкология (2019) 28 (9): 1829–35. 10.1002/пон.5155 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Малинакова К., Гецкова А.М., ван Дейк Д.П., Калман М., Тавел П., Рейневельд С.А. Религиозная посещаемость и духовность подростков – связаны ли они с выбором досуга? Plos One (2018) 13 (6): e0198314. 10.1371/journal.pone.0198314 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Яну А., Малинакова К., Косарькова А., Фурстова Дж., Тавел П. Психометрическая оценка шкалы негативного религиозного копинга (NRC) краткого RCOPE в чешской среде. Религия и культура психического здоровья, Рутледж, Лондон (2019 г.)). [Google Scholar]

40. Фитчетт Г., Риск Дж.Л. Скрининг на духовную борьбу. J Советник по пасторской заботе (2009) 63 (1-2): 1–12. 10.1177/154230500906300104 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Косаркова А., Малинакова К., ван Дейк Дж. П., Тавел П. Тревога и избегание у взрослых и детская травма связаны с негативным религиозным преодолением. Общественное здравоохранение Int J Environ Res (2020) 17(14):E5147. 10.3390/Jerph27145147 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Дерогатис Л.Р., Мелисаратос Н. Краткий перечень симптомов - вводный отчет. Psychol Med (1983) 13 (3): 595–605. 10.1017/s0033291700048017 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Кабат Дж., Касчакова Н., Фурстова Дж., Бартускова Л., Глогар П., Солкова И.П. и соавт. Психометрические характеристики чешской версии краткого перечня симптомов (BSI-53). Ческословенская психология (2018) 62: 19–39. [Google Scholar]

44. Стюарт Л.А., Харрис А., Уилтон Г., Аршамбо К.Ю., Кузино С., Варретт С. и др. Первоначальный отчет о результатах экспериментальной компьютеризированной системы скрининга психического здоровья. CoMHISS Оттава, Оттава, Канада (2009 г.)). Контракт №: Р-218. [Google Scholar]

45. Норман С.Б., Сисселл С.Х., Минс-Кристенсен А.Дж., Штейн М.Б. Разработка и проверка общей шкалы серьезности тревоги и нарушений (OASIS). Депрессивное беспокойство (2006) 23(4):245–9. 10.1002/дата 20182 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Норман С.Б., Кэмпбелл-Силлс Л., Хичкок К.А., Салливан С., Рохлин А., Уилкинс К.С. и соавт. Психометрия краткого измерения тревоги для выявления серьезности и нарушений: общая шкала серьезности тревоги и нарушений (OASIS). J Psychiatr Res (2011) 45 (2): 262–8. 10.1016/j.jpsychires.2010.06.011 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Бентли К.Х., Галлахер М.В., Карл Дж.Р., Барлоу Д.Х. Разработка и валидация общей шкалы тяжести депрессии и нарушений. Психологическая оценка (2014) 26 (3): 815–30. 10.1037/а0036216 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Андервуд Л.Г. Обычный духовный опыт: качественное исследование, рекомендации по толкованию и распределение населения по шкале ежедневного духовного опыта. Архив психологической религии (2006) 28 (1): 181–218. 10.1163/008467206777832562 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

49. Малинакова К., Трнка Р., Сарникова Г., Смекал В., Фурстова Ю., Т. П. Психометрическая оценка Шкалы ежедневного духовного опыта (ШДОС) в чешской среде. Чехословацкая психология (2018) 62: 100–13. [Google Академия]

50. Клофстад К.А., Ускински Дж.Э., Коннолли Дж.М., Уэст Дж.П. Что заставляет людей верить в теории заговора Зика? Коммуна Пэлгрейв (2019) 5 (1): 36. 10.1057/с41599-019-0243-8 [CrossRef] [Google Scholar]

51. Георгиу Н., Дельфаббро П., Бальзан Р. Верования в заговор среди населения в целом: важность психопатологии, когнитивного стиля и уровня образования. Личные индивидуальные различия (2019) 151: 109521. 10.1016/j.paid.2019.109521 [CrossRef] [Google Scholar]

52. ван Проойен Дж. В. Почему образование предсказывает снижение веры в теории заговора. Appl Cogn Psychol (2017) 31 (1): 50–8. 10.1002/акп.3301 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Георгиу Н., Дельфаббро П., Бальзан Р. Убеждения о заговоре, связанные с COVID-19, и их связь с воспринимаемым стрессом и ранее существовавшими убеждениями о заговоре. Pers Individ Dif (2020) 166: 110201. 10.1016/j.paid.2020.110201 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Косаркова А., Малинакова К., Кончалова З., Тавель П., ван Дейк Дж. П. Детская травма связана с духовностью нерелигиозных респондентов. Общественное здравоохранение Int J Environ Res (2020) 17(4):E1268. 10.3390/Jerph27041268 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Zinnbauer BJ, Pargament KI, Cole B, Rye MS, Butter EM, Belavich TG, et al. Религия и духовность: распутывание нечеткого. J Scientific Study Religion (1997) 36 (4): 549. 10.2307/1387689 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

56. Робертсон Д.Г., Аспрем Э., Дирендал А. Знакомство с полем: теория заговора в религии, о ней и как о ней. Справочник по теории заговора и современной религии. Справочники Брилла по современной религии. Лейден: издательство Brill Academic Publishers; (2018). п. 1–18. [Google Scholar]

57. ван Проойен Дж.В., Дуглас К.М. Вера в теории заговора: основные принципы новой исследовательской области. Eur J Soc Psychol (2018) 48 (7): 897–908. 10.1002/ejsp.2530 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Свами В., Коулз Р. Истина где-то рядом. Психолог (2010) 23 (7): 560–3. [Google Scholar]

59. Абалакина-Паап М., Стефан В.Г., Крейг Т., Грегори В.Л. Вера в заговоры. Политическая психология (1999) 20 (3): 637–47. 10.1111/0162-895х.00160 [CrossRef] [Google Scholar]

60. Кирико Ф., Нусера Г. Итальянский опыт духовности во время пандемии коронавируса. J Relig Health (2020) 59 (5): 2193–5. 10.1007/с10943-020-01036-1 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Chen X, Zhang SX, Jahanshahi AA, Alvarez-Risco A, Dai H, Li J и другие. Вера в теорию заговора о COVID-19 предсказывает психическое здоровье и благополучие: исследование медицинского персонала в Эквадоре. JMIR общественного здравоохранения и эпиднадзора (2020 г.). 6(3):e20737. 10.2196/20737 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Саллам М., Дабабсе Д., Ясин А., Аль-Хайдар А., Абабне Н.А., Бакри Ф.Г. и др. Убеждения о заговоре связаны с более низкими знаниями и более высоким уровнем беспокойства в отношении COVID-19Среди студентов Иорданского университета. Общественное здравоохранение Int J Environ Res (2020) 17(14):E4915. 10.3390/Jerph27144915 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Ли СА. Шкала тревоги по поводу коронавируса: краткий скрининг психического здоровья на предмет беспокойства, связанного с COVID-19. Жеребец смерти (2020) 44 (7): 393–401. 10.1080/07481187.2020.1748481 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Пирутинский С, Черняк А.Д., Розмарин Д.Х. COVID-19, психическое здоровье и религиозное преодоление среди американских ортодоксальных евреев. J Relig Health (2020) 59(5): 2288–301. 10.1007/с10943-020-01070-з [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Экслайн Дж.Дж., Каплан К.Дж., Граббс Дж.Б. Гнев, уход и утверждение: считают ли люди протест против Бога морально приемлемым? Psychol Religion Spirituality (2012) 4 (4): 264–77. 10.1037/а0027667 [CrossRef] [Google Scholar]

66. МакКоннелл К.М., Паргамент К.Л., Эллисон К.Г., Фланнелли К.Дж. Изучение связей между духовной борьбой и симптомами психопатологии в национальной выборке. Дж. Клин Психол (2006) 62 (12): 1469–84. 10.1002/jclp.20325 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Ли РЖ. Недоверчивый и непонятый: обзор параноидального расстройства личности. Curr Behav Neurosci Rep (2017) 4(2):151–65. 10.1007/с40473-017-0116-7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. Фитчетт Дж., Мерфи П.Е., Ким Дж., Гиббонс Дж.Л., Кэмерон Дж.Р., Дэвис Дж.А. Религиозная борьба: распространенность, корреляция и риски для психического здоровья у пациентов с диабетом, застойной сердечной недостаточностью и онкологическими заболеваниями. Международная медицинская психиатрия (2004) 34 (2): 179–96. 10.2190/UCJ9-DP4M-9C0X-835M [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Гарсия-Аландете Дж., Сальвадор Дж. Х. М., Родригес С. П. Прогнозирование роли смысла жизни в депрессии, безнадежности и риске самоубийства среди пациентов с пограничным расстройством личности. Психологический университет (2014) 13 (4): 1545–55. [Google Академия]

70. Гранквист П., Киркпатрик Л.А. Религия, духовность и привязанность. В: Паргамент К, изд. Справочник APA по психологии религии и духовности. 1 Контекст, теория и исследования. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; (2013). п. 129–55. [Google Scholar]

71. Fountoulakis KN, Apostolidou MK, Atsiova MB, Filippidou AK, Florou AK, Gousiou DS, et al. Самооценка изменений в тревоге, депрессии и суицидальных наклонностях во время блокировки COVID-19 в Греции. J Affect Disord (2021) 279: 624–9. 10.1016/j.jad.2020.10.061 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Вуд М.Дж., Дуглас К. М. Интернет-коммуникация как окно в мировоззрение конспирологов. Фронтальный психол (2015) 6:836. 10.3389/fpsyg.2015.00836 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Теории заговора COVID-19, связанные с

Глобальная пандемия COVID-19 была отмечена значительным меньшинством людей, выражающих конспирологические убеждения. Теперь новое исследование показало, что эти убеждения могут быть вредными, особенно для тех, кто склонен к тревоге и депрессии. Эта работа представлена ​​на Европейском конгрессе психиатров с одновременной рецензируемой публикацией*.

Опросы показали, что огромное количество людей открыто для заговорщических убеждений о COVID-19. Опрос в США показал, что около четверти американцев считают, что вспышка была «намеренно спланирована влиятельными людьми». В крупных европейских странах (Германия, Франция, Италия и Великобритания) от 30% до 40% людей считают, что правительство использует шанс контролировать граждан или работает с фармацевтической промышленностью, чтобы скрыть эффекты вакцин**.

«Эти опросы показывают, что десятки миллионов людей склонны верить в тот или иной уровень заговора в результате эпидемии COVID », — сказал ведущий исследователь д-р Павел Дембски (Силезский медицинский университет в Катовицах, Польша). « Наша работа впервые показывает, что эти люди больше подвержены риску более серьезных симптомов тревоги или депрессии, чем остальная часть населения. И, как указала ВОЗ, ложные убеждения также могут подвергнуть риску остальную часть населения ».

Исследовательская группа из нескольких польских университетов набрала около 700 добровольцев (585 женщин, 110 мужчин, 5 других, средний возраст 24,8 года) и спросила их об их убеждениях. Они разработали и утвердили новый способ измерения веры в COVID-19.теории заговора, Шкала заговорщических убеждений COVID-19. Исследователи использовали это в сочетании с другими опросниками, такими как Общая шкала убеждений конспирологов (которая измеряет, насколько человек верит в общие теории заговора, такие как принятие важных международных решений тайной группой или сокрытие доказательств присутствия инопланетян) и Больница Шкала тревоги и депрессии (которая измеряла уровень тревоги и депрессии). Объединение анализа позволило им увидеть, насколько выше вера в заговоры о COVID у тех, кто верит в другие заговоры, а также сопоставить веру в заговоры о COVID с уровнем тревоги и депрессии***.

Д-р Дебски продолжил: « Мы видим, что тяжесть беспокойства может увеличиваться у тех, кто выражает веру в теории заговора. Однако наблюдается очень значительное увеличение тяжести симптомов депрессии. На данном этапе мы не можем сказать, вызывает ли вера в теории заговора большую тревогу и депрессию, или эти теории больше привлекают людей, более тревожных и депрессивных» .

Шкала заговорщических убеждений о COVID-19 предлагает ряд из 10 сценариев и просит добровольцев оценить свои убеждения от 1 до 5. Самый распространенный COVID-19теорий заговора (в порядке достоверности) составили:

  1. Тесты на SARS-CoV-2 недостоверны, могут быть положительными в случае заражения другим вирусом (с 3,114 баллами из 5 возможных максимум)
  2. Правительства преднамеренно распространяют ложную информацию о COVID-19, чтобы скрыть фактическое состояние пандемии (3,034 из 5)
  3. Добавки с витаминами и минералами могут вылечить инфекцию SARS-CoV-2 (2,616 из 5)

Павел Дембски сказал, «Это быстро движущееся поле. COVID поразил нас только в последние пару лет, и разработка инструментов для оценки воздействия на психическое здоровье требует времени. Наш набор был через Интернет, и нам нужно разработать более эффективные методы набора. Наши следующие шаги — выяснить, связаны ли убеждения с конкретными психологическими чертами и могут ли помочь какие-либо сообщения о здоровье».

Комментируя, профессор Умберто Вольпе (Политехнический университет делле Марке, Анкона, Италия), председатель секции цифровой психиатрии Европейской психиатрической ассоциации, сказал:

«Теории заговора и дезинформация во время инфекционных вспышек не являются чем-то новым, поскольку они всегда множились в истории человеческих эпидемий. Однако во время пандемии COVID-19 экспоненциальный рост цифровизации и социальных сетей сделал доступными новые «виртуальные пространства». Социальные сети сыграли важную роль в компенсации отсутствия личных контактов, но более широкое использование цифровых медиа, возможно, также способствовало более быстрому распространению дезинформации и усилению вредных сообщений. Эта «инфодемия» может в целом вызывать стресс, а также заставлять людей сомневаться в сообщениях общественного здравоохранения, но, как подчеркивается в этом исследовании, она может также представлять дополнительный риск для психического здоровья тех, кто более склонен к ложным убеждениям».

Это независимый комментарий; Профессор Вольпе не участвовал в этой работе.

Примечания

*Эта работа опубликована в рецензируемом журнале Frontiers in Psychiatry одновременно с презентацией на Европейском конгрессе психиатрии. Этот документ будет доступен по адресу: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2022.870128/abstract . Для предварительного доступа, пожалуйста, свяжитесь с пресс-атташе, подробности ниже.

** Данные по США см. https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/07/24/a-look-at-the-americans-who-believe-there-is-some-truth -к-теории-заговора, что-ковид-19-был-запланирован/ . Европейские данные см.


Learn more

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.