Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Обычная версия сайта

Как у ребенка проявляется аутизм


как распознать опасность – на бэби.ру!

аутизм

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии. 

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

аутизм

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

    Читайте также:

       
  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.

    Читайте также:

     
  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира. 
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.  
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.  

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

аутизм

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки. 

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.  

Читайте также:

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.     

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.   

Методы диагностики аутизма у детей

аутизм

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Читайте также:

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.    

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

аутизм

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Читайте также:

Фото: Рexels

Вы родились с аутизмом или он развивается?

«Мы так много слышим о факторах риска аутизма во время беременности и родов. Но наши дети не рождаются с аутизмом, они развиваются позже. Я не понимаю.

Сегодняшние «Есть вопросы?» Ответ - педиатр по поведенческому поведению Пол Ванг, старший вице-президент по аутизму говорит по медицинским исследованиям.

«Когда начинается аутизм?» это один из самых глубоких вопросов, с которыми мы сталкиваемся в нашей области.В настоящее время аутизм не может быть надежно диагностирован примерно до 2 лет. Тем не менее, родители часто замечают симптомы до этого. Фактически, анализ видеозаписей с детских вечеринок, посвященных первому дню рождения, показывает, что признаки аутизма уже присутствуют у многих детей в этом возрасте, даже если родители не начинают беспокоиться до нескольких месяцев или лет.

Возможно ли, что аутизм начинается еще раньше? Исследования говорят нам «да».

В большинстве медицинских состояний основные процессы запускаются до того, как их признаки и симптомы становятся очевидными.Рассмотрим артрит. Суставы разрушаются, и воспаление нарастает за годы до появления болей. При дислексии (неспособность к чтению) симптомы не очевидны, пока ребенок не начинает учиться читать. Но симптомы коренятся в мозговых различиях, которые присутствуют намного раньше в развитии.

Подобная цепочка событий происходит при аутизме. Мы знаем, что токсическое воздействие во время беременности и осложнения, связанные с родами, могут нарушать процессы мозга до рождения и вскоре после него.Мутации в генах, связанных с аутизмом, могут повлиять на развитие и функционирование мозга, начиная задолго до рождения.

Хотя внешние признаки аутизма могут не проявляться сразу после рождения, лежащие в основе различия в мозге накапливаются. Иногда мозг может компенсировать восполнение нарушенных процессов. Однако в конечном итоге, если нарушение было достаточно серьезным, компенсаторных процессов уже недостаточно, и появляются симптомы.

Это также может объяснить многие случаи аутистической регрессии, при которых маленький ребенок, кажется, нормально развивается, только чтобы потерять способности или регрессировать в аутизм.Возможно, начальные нарушения в развитии мозга продолжали ухудшаться. Или, возможно, компенсационные процессы не могли идти в ногу.

Учитывая, насколько сложен мозг, может быть очень трудно исправить различия в развитии и функционировании мозга, которые начинаются так рано в жизни. Вот почему лечение аутизма должно быть таким интенсивным, и поэтому ранняя диагностика и лечение так важны.

Спасибо за ваш вопрос. Я надеюсь, что мой ответ дает некоторую перспективу.

Как поддержать ребенка с аутизмом в классе

Ниже приведено письмо г-жи Камини Лакхани, которая в 2004 году основала группу поддержки аутистов (SAI Connections) в Мумбаи, Индия. Камини является матерью молодого человека с аутизмом и оказывает услуги в области аутизма уже более 20 лет. Сообщение первоначально появилось на веб-сайте ВОФК здесь.

Мы встретились на вечеринке. Она была молодой и бодрой. Мы сразу начали, так как мы оба были из сферы образования.

Она была учительницей 4 класса. Как только она услышала, что я работаю с людьми с аутизмом, последовала куча вопросов и комментариев. Видите ли, она учила ребенка с аутизмом в одном из ее классов.

«С ним невозможно справиться».

«Он абсолютно разрушительный и создает шум в моем классе».

«Какой ищущий внимания!»

«Как вы думаете, он должен посещать обычную школу?»

«Он не может сидеть на месте, даже на мгновение.”

«Я не думаю, что он способен учиться».

«Его мать очень требовательна, и она переоценивает способности своего ребенка».

Мне не нужно было много говорить, чтобы этот разговор продолжался. Случайных кивков головы и нескольких «хммм» хватило. Слышать точку зрения преподавателя было иначе: точка зрения человека, обучающего детей с аутизмом. Я более привык слышать истории родителей о том, как несправедливо учителя относятся к своим детям в основной школе.Это было похоже на общеизвестный слон. Один человек описал туловище, а другой - туловище. Не похоже, что они описывают одно и то же великолепное животное. Сегодня я хотел бы обратиться к вещам с точки зрения основных учителей через открытое письмо.

Дорогой Учитель,

Во-первых, я хотел бы поблагодарить вас за эту профессию. У вас был выбор другой более прибыльной карьеры - но вы решили заняться этой благородной профессией. Я уверен, что ваше намерение состояло в том, чтобы изменить жизнь детей.Но вот этот ученик, с которым вы не можете справиться, который доставляет вам неудобства и создает шторм в вашем классе. Тайно, вы хотели бы, чтобы он не был в вашем классе.

Вы, вероятно, чувствуете себя виноватым, думая об этих мыслях, но вы просто не можете справиться с его странным и подрывным поведением. Я знаю, как ты себя чувствуешь. Мохиту, моему сыну сейчас 27 лет. В течение 10 лет своей жизни он посещал обычные школы. У меня была возможность пообщаться и объяснить аутизм нескольким замечательным учителям. Я бы хотел, чтобы вы немного переключились.

Давайте перейдем от того, как вы себя чувствуете, к тому, что чувствует этот ребенок. Что делать, если вы узнали, что этот ребенок не нарушает ваш класс намеренно. У него мозг с разной связью. Не ненормальный или дисфункциональный - просто другой. Из-за того, как его мозг подключен, он гиперактивен и кажется неуправляемым. Кажется, он обеспокоен. Он не может связаться с другими детьми. На самом деле может показаться, что он часто с ними борется! Все эти виды поведения - его способ позвать на помощь. Ваша помощь.

Даже если этот ребенок вокал, я могу заверить вас, что он не может эмоционально поделиться с вами и дать вам знать, что происходит. Можете представить, как он себя чувствует? Нет друзей, нет поддержки и никто не понимает его. Найдите минутку, чтобы переварить то, что я только что сказал. Визуализируйте этого ребенка в своем классе. Теперь, когда ты смотришь на него по-другому, не хочешь ли ты ему помочь? Я рад, что ты киваешь.

Вот пять вещей, которые вы можете сделать немедленно, чтобы лучше учить детей с аутизмом.

  1. Связь с мамой. Мать - твой самый большой союзник. Пообщайтесь с матерью ребенка по душам. Поделитесь своими трудностями. Дайте ей знать, что вы хотите помочь. Попросите отчеты, оценки, которые ребенок мог пройти. Изучите это. Это поможет вам лучше понять состояние ребенка.
  2. Составьте список сильных сторон ребенка. Каждый ребенок ... повторяю ... КАЖДЫЙ ребенок имеет сильные стороны. Вы просто должны внимательно наблюдать за ними.Ребенок может быть очень любящим и заботливым или обладать какими-то навыками, которых нет у других ваших учеников. Перечисли это.
  3. Понять, как он учится, Этот ребенок не будет учиться, как другие ваши ученики. Многие студенты с аутизмом учатся визуально. Следовательно, то, что поможет, является визуальным графиком. Или разбить вещи, чтобы помочь ему понять и сохранять спокойствие. Кстати, есть много способов, которыми ребенок может учиться.
  4. Обратитесь за дополнительной помощью. У вас есть как минимум 20 других детей, которые ищут вашего руководства.Да, невозможно обратить внимание на одного ребенка, в то время как другие находятся в подвешенном состоянии. В этом случае чрезвычайно полезен теневой учитель или помощник. Она может сидеть с учениками и направлять этого ребенка, когда он становится невнимательным, чтобы ваш класс мог двигаться плавно.
  5. Разработайте план поведения. Люди в спектре быстро перегружены из-за так называемой сенсорной перегрузки . Важно подобрать ранние признаки и назначить определенную область, куда ученик может пойти с теневым учителем, если у него случится кризис или он начнет беспокоиться.Он может вернуться в класс, когда будет готов. Это позволяет ребенку чувствовать себя уверенно и безопасно, а также обеспечивает бесперебойную работу вашего класса. Поведенческий консультант может разработать индивидуальный план, которому можно следовать в школе.

Это может быть громоздким и растянуть вас. Я понимаю. Но могу ли я вернуть вас к тому, почему вы решили стать учителем?

Вот что сказали мои друзья-учителя:

«Я хотел стать учителем, чтобы создать ценность для следующего поколения нашего будущего… Я хотел внести позитивные изменения.”

«Я хотел поделиться своими знаниями и учиться у них. Я всегда хочу оставаться молодым в душе, окружая себя детьми. И прежде всего - любовь к детям… люблю их невинность… прекрасные души ».

Вы, мой дорогой друг, являетесь скульптором. Вы воспользовались этой возможностью, чтобы повлиять на жизнь ребенка. Да, это тот самый ребенок, которого вы считаете невозможным и подрывным. Обучая детей с аутизмом, вы расширите свое собственное сердце. Вы создадите счастье и для его семьи.И вот еще. Ваше влияние не ограничивается этой семьей. Это создает волновой эффект. Представьте себе всех малышей под вашей опекой. Представьте, что они смотрят на вас невинными, изучающими глазами, чтобы увидеть, как вы ведете себя с ними иначе. Они внимательно следят за тобой. Помните, что они узнают, что вы делаете, а не то, что вы говорите. Они расскажут своим родителям об удивительных способах, которыми вы справились с этим «другим ребенком». Я надеюсь, что вы примете этот вызов, чтобы улучшить свою собственную жизнь и жизнь следующего поколения.

Вот что-то прекрасное для вас.

С наилучшими пожеланиями,

Камини

П.С. - Свяжитесь со мной, если хотите поговорить о любом из ваших «сложных» случаев. Со мной можно связаться по [email protected]

.
Что такое аутизм и как мне распознать ребенка, у которого может быть диагностировано расстройство аутистического спектра?

Что вы должны знать?

Расстройство аутистического спектра (РАС или аутизм) - это группа нарушений развития, которые могут вызвать серьезные социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. По оценкам CDC, в среднем 1 из 54 детей в США страдает аутизмом или аутизмом. Давайте узнаем больше ...

Выполните 8 шагов ниже для вашего веб-квеста.

Шаг 1: Посмотрите, что вы думаете о детях с аутизмом.Пройдите проверку фактов!

Шаг 2: Подумайте над некоторыми вопросами. Давайте посмотрим ...

Шаг 3: Проверьте некоторые быстрые факты.

Шаг 4 : Посетите несколько отличных сайтов, которые помогут вам узнать больше.

Шаг 5: Узнайте о людях, у которых был диагностирован аутизм, чтобы помочь вам с квестом.

Шаг 6: Узнайте о фильмах и книгах, которые могут дать вам информацию.

Шаг 7: Проверьте свою школу и окрестности.

Шаг 8: Теперь посмотрим, изменились ли ваши отношения. Пройдите проверку фактов снова.

Посмотрим ...

Что такое расстройство аутистического спектра (ASD) или аутизм? Что вызывает это? Насколько часто это происходит у таких детей, как я? Каковы некоторые из симптомов?

О чем подумать…

  • Каково это иметь расстройство аутистического спектра (ASD)?
  • Какая помощь нужна детям с аутизмом в школе?
  • Есть ли в новостях дети, у которых был аутизм?

Можете ли вы придумать больше вопросов, которые помогут вам в вашем квесте?
Нажмите здесь, чтобы записать их, чтобы вы запомнили их при прохождении этого квеста.

Вернуться к Шагу

Быстрые факты

Вот несколько фактов, которые могут помочь вам ответить на некоторые вопросы веб-квеста. Помните, что эти факты дадут вам только основную информацию. Вам нужно будет искать в Интернете, чтобы найти более подробную информацию о своем Quest .

По оценкам CDC

, в среднем 1 из 54 детей в США имеет РАС.

Дети с аутизмом, как и все дети, отличаются по поведению и способностям.Нет двух детей с аутизмом будут иметь такие же симптомы. Симптом может быть легко заметен у одного ребенка и плохо виден у другого ребенка. Вот несколько примеров типов проблем и поведения, которые могут возникнуть у ребенка с аутизмом:

  • Проблемы дружелюбия. Дети с аутизмом могут не смотреть в глаза и могут просто хотеть быть одни.
  • Повторять слова или фразы снова и снова (эхолалия)
  • Проблемы, связанные с изменениями в их повседневной жизни. Дети с аутизмом могут повторять действия снова и снова.Они могут хотеть устойчивых процедур, где вещи остаются такими же, чтобы они знали, чего ожидать.
  • хлопать в ладоши, раскачивать тело или вращаться по кругу
  • Необычные реакции на то, как вещи звучат, пахнут, пробуются, выглядят или чувствуют

Вернуться к Шагу

Всемирная паутина Поиск

,

Смотрите также

 

2011-2017 © МБУЗ ГКП №  7, г.Челябинск.